Page 9 - Альбом 75летия Победы РАХ
P. 9

литографированные, — один из них можно видеть в собрании Шушенского музея-заповед-
                     ника. Из красноярских художников, кроме уже упомянутого Бориса Ряузова, можно отме-
                     тить Евгения Кобытева, Якова Еселевича, Ашота Партизпаняна, чьи работы предоставили
                     для выставки художественный и краеведческий музеи Красноярска. Кроме того, вероятно,
                     по причине повышенного внимания к агитационному и документальному аспектам искус-
                     ства военного времени, стремления всесторонне раскрыть ту или иную тему непосред-
                     ственно с 1941 года особое распространение получило создание графических серий, таких
                     как цикл Дементия Шмаринова «Не забудем, не простим!» (1942). Многие из них были на-
                     чаты или задуманы в дни войны, но продолжались, получали новое развитие уже в мирное
                     время. Алексей Пахомов, начав графическую сюиту «Ленинград в дни блокады» в 1941 году,
                     продолжал работу вплоть до победного салюта и после войны. Для красноярской графики
                     ярчайшим примером является серия Е. С. Кобытева «До последнего дыхания», основанная
                     на трагическом и героическом жизненном опыте автора. Около 15 листов серии представ-
                     ляют на выставке Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова и Арт-галерея
                     Романовых.

                           Живописцам, по причине большей по сравнению с графиками, громоздкостью и долго-
                     временностью их «производственного процесса», крайне сложно было проявить себя в ус-
                     ловиях действующей армии. Поэтому, за исключением членов студии военных художников
                     имени М. Б. Грекова, для которых командованием организовывались творческие команди-
                     ровки в воинские части, мастера живописи работали преимущественно в тылу. Но всеми
                     помыслами были там, где шли бои, где решалось — а это было понятно и тогда — будущее че-
                     ловечества. Даже пейзаж, хотя в газетных публикациях тех лет этот жанр не очень привет-
                     ствовался, приобрёл подчёркнуто патриотический характер. Содержанием большинства
                     сюжетных картин совершенно естественно становились подвиги и будни Красной Армии,
                     преступления фашистов в оккупированных областях, торжество побед, горечь поражений
                     и  скорбь по  погибшим. С  особым уважением создавались живописные портреты героев:
                     как тех, о чьих деяниях знала вся страны, так и менее знаменитых, но своих, земляков. Ясно,
                     что находясь внутри исторического процесса, участвуя в событиях, трудно, подчас невоз-
                     можно осознать их настоящие величие и смысл. В живописи военных лет не так уж мно-
                     го масштабных произведений с широким обобщением и глубокой образностью, таких как
                     «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки, «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Мать
                     партизана» (1943 г.) Сергея Герасимова или «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»
                     Константина Юона. В картинах чаще повествовалось о конкретных фактах или личностях,
                     сохранялись эмоциональность впечатления, взгляд очевидца, конкретика свидетеля собы-
                     тий, представляющих скорее рассказ, чем образ. Живописные и графические работы по-
                     добного типа, выполненные во время войны и в первые послевоенные годы художниками
                     студии им. Грекова Петром Кривоноговым, Иваном Евстигнеевым, Петром Барановым, Ни-
                     колаем Обрыньбой и  художником-фронтовиком Аркадием Ставровским, демонстрирует
                     сегодня Музей-заповедник «Шушенское».

                           Труднее всего, пожалуй, в  условиях войны пришлось искусству скульптуры  — само-
                     му ресурсоёмкому из  всех. Тем не  менее организовывались конкурсы на  создание мону-
                     ментальных композиций, например, на памятники генералам Г. Панфилову и М. Ефремову,
                     в 1943–1945 гг. на мосту Победы в Москве установили скульптурный ансамбль «Торжество
                     Победы» Н. Томского. В конце 1945 года по постановлению советского правительства нача-
                     лась работа над памятниками в честь павших за освобождение Европы от фашизма, в том
                     числе над знаменитым монументом «Воин-освободитель» в  Берлине. Понятно, что в  тех
                     условиях монументальная скульптура не могла развиваться широко, поэтому тема войны,
                     центральная для всего искусства, раскрывалась преимущественно через жанр портрета.
                     В создание продолжающейся по сей день портретной галереи героев в военные годы внес-
                     ли свою лепту Матвей Манизер, Вера Мухина, Николай Томский, Евгений Вучетич.

                           В те тяжёлые времена художники не только продолжали работать творчески. Не пре-
                     кращалась и выставочная деятельность в стране и на местах. В 1942 году в Москве прошли
                     две всесоюзные выставки — «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл»,
                     а  в  1943 году состоялась выставка к  25-летию Советской Армии, вобравшая в  себя луч-
                     шие произведения о войне. В союзных республиках прошло 12 республиканских выставок.
                     Не замирала художественная жизнь и в Красноярске. Из 22 членов и кандидатов в члены Со-
                     юза художников 12 ушли на фронт. Их отсутствие в какой-то мере компенсировали иного-

8
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14