Page 9 - Альбом 75летия Победы РАХ
P. 9
литографированные, — один из них можно видеть в собрании Шушенского музея-заповед-
ника. Из красноярских художников, кроме уже упомянутого Бориса Ряузова, можно отме-
тить Евгения Кобытева, Якова Еселевича, Ашота Партизпаняна, чьи работы предоставили
для выставки художественный и краеведческий музеи Красноярска. Кроме того, вероятно,
по причине повышенного внимания к агитационному и документальному аспектам искус-
ства военного времени, стремления всесторонне раскрыть ту или иную тему непосред-
ственно с 1941 года особое распространение получило создание графических серий, таких
как цикл Дементия Шмаринова «Не забудем, не простим!» (1942). Многие из них были на-
чаты или задуманы в дни войны, но продолжались, получали новое развитие уже в мирное
время. Алексей Пахомов, начав графическую сюиту «Ленинград в дни блокады» в 1941 году,
продолжал работу вплоть до победного салюта и после войны. Для красноярской графики
ярчайшим примером является серия Е. С. Кобытева «До последнего дыхания», основанная
на трагическом и героическом жизненном опыте автора. Около 15 листов серии представ-
ляют на выставке Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова и Арт-галерея
Романовых.
Живописцам, по причине большей по сравнению с графиками, громоздкостью и долго-
временностью их «производственного процесса», крайне сложно было проявить себя в ус-
ловиях действующей армии. Поэтому, за исключением членов студии военных художников
имени М. Б. Грекова, для которых командованием организовывались творческие команди-
ровки в воинские части, мастера живописи работали преимущественно в тылу. Но всеми
помыслами были там, где шли бои, где решалось — а это было понятно и тогда — будущее че-
ловечества. Даже пейзаж, хотя в газетных публикациях тех лет этот жанр не очень привет-
ствовался, приобрёл подчёркнуто патриотический характер. Содержанием большинства
сюжетных картин совершенно естественно становились подвиги и будни Красной Армии,
преступления фашистов в оккупированных областях, торжество побед, горечь поражений
и скорбь по погибшим. С особым уважением создавались живописные портреты героев:
как тех, о чьих деяниях знала вся страны, так и менее знаменитых, но своих, земляков. Ясно,
что находясь внутри исторического процесса, участвуя в событиях, трудно, подчас невоз-
можно осознать их настоящие величие и смысл. В живописи военных лет не так уж мно-
го масштабных произведений с широким обобщением и глубокой образностью, таких как
«Оборона Севастополя» Александра Дейнеки, «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Мать
партизана» (1943 г.) Сергея Герасимова или «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»
Константина Юона. В картинах чаще повествовалось о конкретных фактах или личностях,
сохранялись эмоциональность впечатления, взгляд очевидца, конкретика свидетеля собы-
тий, представляющих скорее рассказ, чем образ. Живописные и графические работы по-
добного типа, выполненные во время войны и в первые послевоенные годы художниками
студии им. Грекова Петром Кривоноговым, Иваном Евстигнеевым, Петром Барановым, Ни-
колаем Обрыньбой и художником-фронтовиком Аркадием Ставровским, демонстрирует
сегодня Музей-заповедник «Шушенское».
Труднее всего, пожалуй, в условиях войны пришлось искусству скульптуры — само-
му ресурсоёмкому из всех. Тем не менее организовывались конкурсы на создание мону-
ментальных композиций, например, на памятники генералам Г. Панфилову и М. Ефремову,
в 1943–1945 гг. на мосту Победы в Москве установили скульптурный ансамбль «Торжество
Победы» Н. Томского. В конце 1945 года по постановлению советского правительства нача-
лась работа над памятниками в честь павших за освобождение Европы от фашизма, в том
числе над знаменитым монументом «Воин-освободитель» в Берлине. Понятно, что в тех
условиях монументальная скульптура не могла развиваться широко, поэтому тема войны,
центральная для всего искусства, раскрывалась преимущественно через жанр портрета.
В создание продолжающейся по сей день портретной галереи героев в военные годы внес-
ли свою лепту Матвей Манизер, Вера Мухина, Николай Томский, Евгений Вучетич.
В те тяжёлые времена художники не только продолжали работать творчески. Не пре-
кращалась и выставочная деятельность в стране и на местах. В 1942 году в Москве прошли
две всесоюзные выставки — «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл»,
а в 1943 году состоялась выставка к 25-летию Советской Армии, вобравшая в себя луч-
шие произведения о войне. В союзных республиках прошло 12 республиканских выставок.
Не замирала художественная жизнь и в Красноярске. Из 22 членов и кандидатов в члены Со-
юза художников 12 ушли на фронт. Их отсутствие в какой-то мере компенсировали иного-
8