Page 11 - Альбом 75летия Победы РАХ
P. 11

показать участника войны живым человеком, с пониманием динамики характера и в непо-
                     средственном жизненном окружении.

                           В 60–70-е годы сохраняют активность художники-фронтовики, в  основном продолжая
                     то, что делали раньше. Рождённые в 1910-х, они воевали, уже будучи сложившимися худож-
                     никами, и  для многих война стала главным периодом в  жизни, к  которому они постоянно
                     возвращались, а некоторые сделали лейтмотивом своего творчества. Для них характерно ре-
                     алистическое, событийно-повествовательное начало, стилистически близкое тому, что соз-
                     давалось в 40–50-е годы, преимущественно так работали Борис Белый и Михаил Мишарин.
                     Одно из  редких исключений  — экспрессионистские, «кричащие» с  гневом и  болью работы
                     фронтовика Андрея Поздеева — парные картины «Женихи» и «Невесты», графические эскизы
                     «Война 1» и «Война 2». Нечто похожее по напряжённости чувств ощущается в графических
                     листах «Разведчики» и «Солдат» Николая Сальникова, тоже участника войны.

                           Параллельно на  авансцену выходило поколение 20-х годов рождения. Это были парни
                     и девушки, прошедшие войну и сразу после демобилизации, подчас ещё в сапогах и гимна-
                     стёрках, поступившие в художественные институты. По их первым работам, которые стали
                     появляться на  республиканских и  всесоюзных выставках в  начале 50-х, было заметно, что
                     война воспринималась ими как через призму собственного опыта, так и с позиции жизни вда-
                     леке от войны. Их интересовало многое, не только война. Современность, великие стройки,
                     революция и гражданская война, события в мире и частная жизнь обычных людей. Такое раз-
                     нообразие интересов позволяло увидеть и войну более объёмно, разносторонне, соединяя
                     личный жизненный опыт военной молодости и широту кругозора, ощущение себя не толь-
                     ко гражданином СССР, но и человеком мира. Знание тенденций мирового искусства, опора
                     на традиции разных стилей и направлений, хотя и сдерживаемое пресловутым «железным за-
                     навесом» помогало определяться с выбором своего пути, формированием индивидуального
                     стиля. Хотя и приводило иногда к эксплуатации формальных приёмов, некоторой «плакатно-
                     сти» и излишней «монументализации» в ущерб живому чувству. Намечалась смена акцентов,
                     произошедшая в 1970-х (возможно, больше в литературе и кино, а чуть позже в изобрази-
                     тельном искусстве). Как раз в 60–70-е это поколение достигло профессиональной зрелости,
                     дав такие высокие примеры произведений о войне, как «Матери, сёстры» и «Победа» Евсея
                     Моисеенко, «Ленинградка. В сорок первом» Бориса Угарова, «Прощание» Андрея Мыльнико-
                     ва, серия картин Гелия Коржева «Опалённые огнём войны».

                           К ним, уже зрелым признанным мастерам, присоединялось поколение «детей войны», чьи
                     таланты в полной мере раскроются уже в следующем десятилетии. У них был другой жиз-
                     ненный опыт, им было важно разобраться в сути событий, понять психологию, философский
                     смысл. Или найти непривычный ракурс, с которого можно открыть такие грани войны, на ко-
                     торые раньше не обращали внимания, потому что не воспринимали как нечто героическое.
                     В их работах всё чаще звучит тема связи поколений, дань памяти отцам, стремление сопо-
                     ставить прошлое и  настоящее. Примером тому были Виктор Попков с  картиной «Шинель
                     отца» и «Эшелоны» Игоря Обросова. Характерные для периода 1970–1980 годов произведения
                     советской живописи и графики выставили музеи Красноярского края. Это картины Дмитрия
                     Обозненко «Командир», Виталия Боровика «Русская мать», Александра Седова «Размышле-
                     ние», «Кому?» Фёдора Савостьянова и Николая Фурманкова «Память сердца» из Музейно-вы-
                     ставочного центра Ачинска, а  также находящиеся в  Дивногорском художественном музее
                     работы Виктора Рейхета «Утро в  Сакюрте (Партизаны)», Олега Урюпина «В послевоенном
                     парке» и Елены Ткачёвой «Невеста». Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова,
                     Красноярский краевой краеведческий музей, Дивногорский художественный музей, галерея
                     «Академия» и Красноярская арт-галерея Романовых предоставили для выставки коллекции
                     живописных и графических работ красноярских художников за период с 40-х по 90-е годы,
                     но именно 70–80-е представлены здесь наиболее полно. В частности, тема своеобразного ди-
                     алога отцов и детей, тема памяти и уважения звучат к картинах Анатолия Знака «Три танки-
                     ста», Эльвиры Мотаковой «Юность матери. 1941 год», Степана Орлова «Поклон», Юрия Деева
                     «Старая тувинка» и «Реквием. 1941», графических листах Николая Сальникова и Степана Ту-
                     рова. В целом, при сохранении и продолжении стилистики 60–70-х годов, очевидной, к приме-
                     ру, в военных пейзажах Бориса Ряузова и Александра Калинина, картинах и портретах Якова
                     Еселевича, Бориса Белого, Елены Касименко, Владимира Ежова, Романа Сорокина, Тамары
                     Мирошкиной, Валерия Кудринского, Гертруда Лейзаренко, Георгия Кузакова, в искусстве 80-х
                     годов активизируются поиски новой формы, современных средств изображения, подчёрки-

10
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16