Page 11 - Альбом 75летия Победы РАХ
P. 11
показать участника войны живым человеком, с пониманием динамики характера и в непо-
средственном жизненном окружении.
В 60–70-е годы сохраняют активность художники-фронтовики, в основном продолжая
то, что делали раньше. Рождённые в 1910-х, они воевали, уже будучи сложившимися худож-
никами, и для многих война стала главным периодом в жизни, к которому они постоянно
возвращались, а некоторые сделали лейтмотивом своего творчества. Для них характерно ре-
алистическое, событийно-повествовательное начало, стилистически близкое тому, что соз-
давалось в 40–50-е годы, преимущественно так работали Борис Белый и Михаил Мишарин.
Одно из редких исключений — экспрессионистские, «кричащие» с гневом и болью работы
фронтовика Андрея Поздеева — парные картины «Женихи» и «Невесты», графические эскизы
«Война 1» и «Война 2». Нечто похожее по напряжённости чувств ощущается в графических
листах «Разведчики» и «Солдат» Николая Сальникова, тоже участника войны.
Параллельно на авансцену выходило поколение 20-х годов рождения. Это были парни
и девушки, прошедшие войну и сразу после демобилизации, подчас ещё в сапогах и гимна-
стёрках, поступившие в художественные институты. По их первым работам, которые стали
появляться на республиканских и всесоюзных выставках в начале 50-х, было заметно, что
война воспринималась ими как через призму собственного опыта, так и с позиции жизни вда-
леке от войны. Их интересовало многое, не только война. Современность, великие стройки,
революция и гражданская война, события в мире и частная жизнь обычных людей. Такое раз-
нообразие интересов позволяло увидеть и войну более объёмно, разносторонне, соединяя
личный жизненный опыт военной молодости и широту кругозора, ощущение себя не толь-
ко гражданином СССР, но и человеком мира. Знание тенденций мирового искусства, опора
на традиции разных стилей и направлений, хотя и сдерживаемое пресловутым «железным за-
навесом» помогало определяться с выбором своего пути, формированием индивидуального
стиля. Хотя и приводило иногда к эксплуатации формальных приёмов, некоторой «плакатно-
сти» и излишней «монументализации» в ущерб живому чувству. Намечалась смена акцентов,
произошедшая в 1970-х (возможно, больше в литературе и кино, а чуть позже в изобрази-
тельном искусстве). Как раз в 60–70-е это поколение достигло профессиональной зрелости,
дав такие высокие примеры произведений о войне, как «Матери, сёстры» и «Победа» Евсея
Моисеенко, «Ленинградка. В сорок первом» Бориса Угарова, «Прощание» Андрея Мыльнико-
ва, серия картин Гелия Коржева «Опалённые огнём войны».
К ним, уже зрелым признанным мастерам, присоединялось поколение «детей войны», чьи
таланты в полной мере раскроются уже в следующем десятилетии. У них был другой жиз-
ненный опыт, им было важно разобраться в сути событий, понять психологию, философский
смысл. Или найти непривычный ракурс, с которого можно открыть такие грани войны, на ко-
торые раньше не обращали внимания, потому что не воспринимали как нечто героическое.
В их работах всё чаще звучит тема связи поколений, дань памяти отцам, стремление сопо-
ставить прошлое и настоящее. Примером тому были Виктор Попков с картиной «Шинель
отца» и «Эшелоны» Игоря Обросова. Характерные для периода 1970–1980 годов произведения
советской живописи и графики выставили музеи Красноярского края. Это картины Дмитрия
Обозненко «Командир», Виталия Боровика «Русская мать», Александра Седова «Размышле-
ние», «Кому?» Фёдора Савостьянова и Николая Фурманкова «Память сердца» из Музейно-вы-
ставочного центра Ачинска, а также находящиеся в Дивногорском художественном музее
работы Виктора Рейхета «Утро в Сакюрте (Партизаны)», Олега Урюпина «В послевоенном
парке» и Елены Ткачёвой «Невеста». Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова,
Красноярский краевой краеведческий музей, Дивногорский художественный музей, галерея
«Академия» и Красноярская арт-галерея Романовых предоставили для выставки коллекции
живописных и графических работ красноярских художников за период с 40-х по 90-е годы,
но именно 70–80-е представлены здесь наиболее полно. В частности, тема своеобразного ди-
алога отцов и детей, тема памяти и уважения звучат к картинах Анатолия Знака «Три танки-
ста», Эльвиры Мотаковой «Юность матери. 1941 год», Степана Орлова «Поклон», Юрия Деева
«Старая тувинка» и «Реквием. 1941», графических листах Николая Сальникова и Степана Ту-
рова. В целом, при сохранении и продолжении стилистики 60–70-х годов, очевидной, к приме-
ру, в военных пейзажах Бориса Ряузова и Александра Калинина, картинах и портретах Якова
Еселевича, Бориса Белого, Елены Касименко, Владимира Ежова, Романа Сорокина, Тамары
Мирошкиной, Валерия Кудринского, Гертруда Лейзаренко, Георгия Кузакова, в искусстве 80-х
годов активизируются поиски новой формы, современных средств изображения, подчёрки-
10