Page 12 - Альбом 75летия Победы РАХ
P. 12

вание образного начала в  противовес чисто изобразительному, особенно, что стимулиру-
ется спецификой и технологией творческого процесса, в графике. Впечатляющая подборка
произведений мастеров советской графики подготовлена Региональным отделением Урала,
Сибири и  Дальнего Востока в  Красноярске. Это серия гравюр на  картоне «Сорок первый
год» Альбины Акритас, серия цветных резцовых гравюр на металле Виктора Пензина «Песни
фронтовых лет», серии автолитографий художника-фронтовика, бывшего узника Бухенваль-
да Леонида Царицынского «609-й стоит насмерть» и экспрессивные, сложные по композиции
иллюстрации Георгия Поплавского к военным произведениям Василя Быкова и Якуба Коласа.
Именно в это время была создана уникальная по глубине и символичности картина Владиле-
на Харламова «Победа», в которой так удивительно сочетаются достоверность жизненного
эпизода и величественная обобщённость образа эпохи.

      По контрасту с восьмидесятыми период «лихих девяностых» представлен в экспозиции
всего лишь двумя десятками произведений двенадцати авторов. Наиболее глубокие и мас-
штабные на тот момент картины о войне были написаны первыми выпускниками открывшей-
ся в 1987 году Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР в Красноярске
Артуром Васильевым, Сергеем Горбатко, Сергеем Форостовским и  Александром Покров-
ским. Несомненно, что и  на  выбор темы, и  на  серьёзность подхода повлиял руководитель
творческой мастерской, народный художник РСФСР Анатолий Павлович Левитин, участник
войны и автор ряда картин на военную тему.

      То, как отражена тема Великой Отечественной войны в  нашем искусстве 2000-х,
определяется почти полностью произошедшей сменой поколений. Только семеро из ныне
здравствующих экспонентов принадлежат к поколению «детей войны» и столько же — 80-х
годов рождения. Все остальные — это те, кто родились в 50–70-х, они представляют собой
абсолютное большинство. Для них, знающих о войне не из учебников и произведений ис-
кусства, это уже история. К которой нужно относиться уважительно, соблюдая точность,
но не скрывая эмоций, например, так, как делают это живописцы Александр Клюев, Павел
Батанов, Александр Щербаков, Максим Руднев, скульпторы Олег Гринёв, Александр Ткачук,
Виктор Мосиелев, Андрей Кияницын, Татьяна Шулим, графики Владимир Переятенец и Ва-
лерий Кудринский, художники декоративно-прикладного искусства Иван Кротов и Светлана
Шинкаренко. Находит своё логическое продолжение тема исторической памяти, непрерыв-
ности и связи поколений — этому посвящены работы Сергея Гурьева, Сергея Форостовско-
го, Виталия Зотина, Валентины Зражевской. Продолжается традиционная линия портрета
героя войны, представленная живописными, графическими и  скульптурными работами
Константина Войнова, Василия Сивцева, Игоря Башмакова. Нельзя не отметить, что в этой
прочно утвердившейся тенденции иногда удаётся найти новую, глубоко индивидуальную
образность, — например, такую, как в портретах красноярских художников-фронтовиков,
выполненных Эдуардом Шеломовым и  Виктором Бородиным. Графические иллюстрации
Евгения Машковского и Антона Тхоренко к классике военной прозы также органично впи-
сываются в давнюю традицию и достойно её продолжают. Поиск новых образных решений,
стремление найти свой, ни на кого не похожий, вариант диалога с историей отличает мо-
лодых живописцев Анну Шишкину, Сергея Назарова, Анастасию Межову, Дарью Карабчук
и Евгению Аблязову. Переживаемый нами сегодня не только по отношению к военной теме,
но  и  вообще в  целом, кризис исторической картины отчасти компенсируется усилением
смысловой нагрузки на другие жанры. В частности, на предметность, материализованную
в жанрах пейзажа и натюрморта. Эта предметность может быть изображённой, как у Ла-
рисы Гурьевой, Бориса Степанова, Валерьяна и Августы Сергиных, Виталия Янова, Сергея
Форостовского, Марии Казаченко, или непосредственной, как в  инсталляциях Виктора
Асадчикова и Георгия Кузакова.

      Тот факт, что почти треть всей выставки составляют работы, созданные после 2000 года,
убедительно подтверждает значимость темы Великой Отечественной войны для современ-
ных художников Красноярского края. В целом выставка «Слава Победителям» демонстри-
рует правдивую картину того, как зарождалось, как развивалось, и каким является сегодня
отражение событий и образов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в изобрази-
тельном искусстве Красноярского края.

                                                                                                  Наталья Тригалева

                                                                                                                                                                    11
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17