Page 10 - Альбом 75летия Победы РАХ
P. 10

родние художники, находившиеся здесь в эвакуации. Красноярские художники в 1942 году
участвовали в  двух краевых выставках и  в  межобластной выставке «Художники Сибири
в дни Великой Отечественной войны», проходившей в Новосибирске, где тогда находилась
в эвакуации Государственная Третьяковская галерея. В 1943 г. состоялись выставки, посвя-
щённые 25-летию Красной Армии и 26-й годовщине Великой Октябрьской революции.

      Некоторые работы из  представленных на  открывшейся в  декабре 1942  года в  Доме
Красной Армии выставке «Великая Отечественная война» можно увидеть сегодня в собра-
нии Красноярского краеведческого музея. Среди картин, привлёкших тогда особое внима-
ние зрителей, были «Казнь Саши Чекалина» Ф. И. Марьясова, «Угон в фашистское рабство»
В. В. Федотова, «Подарок бойцам фронта» и «Подвиг учительницы Жуковой» З. В. Волковин-
ской, «Казнь Зои Космодемьянской» С. А. Кириченко, «Подвиг капитана Гастелло» Б. Я. Ряу-
зова. «Своим творчеством художники и скульпторы Красноярска, — говорилось в газетной
заметке, — принимают живое и действенной участие в борьбе советского народа против
фашистского варварства» (Лившиц Л. Выставка картин красноярских художников // Крас-
ноярский рабочий. – 1942. – № 289. — с. 2). О значимости выставки говорит и то, что только
за первые две недели её посмотрело более 8 000 человек, а многие экспонаты были репро-
дуцированы на открытках и листовках.

      В первые послевоенные годы изобразительное искусство по большей части продолжа-
ло двигаться в направлении, проложенным во время войны. Художники, особенно бывшие
фронтовики, такие как Е. Кобытев или Б. Ряузов, оживляют в своих работах места и эпизо-
ды, произвёдшие на них неизгладимое впечатление, заново проживают трагические и слав-
ные моменты. Когда ещё все свежо в памяти, когда кипят чувства и война ещё не даёт ус-
нуть ночами, от  искусства трудно ожидать способности отстраниться, отделить главное
от второстепенного, вычленить обобщённый образ из изображения. Вплоть до 50-х — нача-
ла 60-х гг. в произведениях на военную тему преобладают мотивы повествования о событи-
ях и людях, зачастую сохраняются такие качества, как документализм и иллюстративность.
Это явно заметно в потрясающей по своей правдивости и накалу чувств графической серии
Евгения Кобытева «До последнего дыхания», в проникновенных пейзажах Бориса Ряузова,
изображающих сожжённые деревни, разрушенные города, изувеченную землю полей сра-
жений. Но  общий настрой приобретает позитивное, подчас триумфальное звучание, что
совершенно естественно, — это чувствуется в работах Галины Ермолаевой, Николая Зайц­ а,
портретах Якова Еселевича, в распространённых по советским учреждениям всех уровней
парадных портретах генералиссимуса И. В. Сталина.

      В искусстве 1960-х старшее поколение, пережившее войну, будучи взрослыми, в основ-
ном продолжает сюжетные и стилистические линии, сформировавшиеся в послевоенном
десятилетии. Но и у них, и у более молодых появляется более избирательный подход. Ста-
новится важно не только создавать изобразительную летопись, но анализировать, осмыс-
ливать войну как явление большого исторического масштаба, двигаться от  фактологии
к образности. Это находит выражение в усилении монументального начала и проявляется
как в создании величественных мемориальных комплексов в скульптуре и монументаль-
ной живописи, так и в явлении, получившем название «суровый стиль». Если до 1960-х вой-
на часто воспринималась как цель для искусства, то теперь всё чаще она рассматривалась
как средство раскрыть более основополагающие, общечеловеческие, вневременные темы,
такие как любовь, благородство, сила духа, готовность к  подвигу и  способность понять
и  простить. Особое значение приобретает стремление разобраться изнутри, понять, как
живёт, как чувствует себя человек на войне, как частное, личное, малое соотносится с об-
щим, государственным, всемирным. Наибольшие изменения проявились в  тематической
картине, прежде всего в  заметно расширившейся тематике и  большему интересу к  пси-
хологическим коллизиям. Не  менее интересными были опыты раскрытия военной темы
через пейзаж и натюрморт: в общероссийском масштабе, например, в работах Валентина
Сидорова, Анатолия Никича, конкретно в Красноярске – у Александра Калинина, Юрия Ху-
доногова, Бориса Ряузова, Андрея Поздеева, Алексея Климанова. По уже сложившейся тра-
диции в живописи и скульптуре 60–70-х годов особое внимание — к портретам героев во-
йны и трудового фронта. Портрет, представляющий собой канонизированный образ героя
в военной форме с орденами, изменяется меньше всего вплоть до 2000-х, что убедительно
демонстрируют работы Якова Еселевича, К. Л. Пешкова, Ивана Тайгина, Георгия Шумкова.
Одновременно Степан Орлов, Анатолий Знак, Елена Касименко, Юрий Ишханов стремятся

                                                                                                                                                                     9
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15