• ГЛАВНАЯ
  • СОБЫТИЯ
    • Афиша
    • Новости
    • Интервью
  • ПРОЕКТЫ
    • Конкурсы
    • Выставки
    • Концерты
    • Альманах “Енисей”
    • Молодая Сибирь
    • Живая поэзия и проза красноярских авторов
    • Слава победителям!
      • Художники-современники
      • Российская Академия художеств (отделение Урал, Сибирь и Дальный Восток)
      • Красноярский краевой краеведческий музей
      • Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова
      • Ачинский краеведческий музей
      • Дивногорский художественный музей
      • Музейно-выставочный центр г.Железногорск
      • Историко-этнографический музей – заповедник «Шушенское»
  • ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
    • Союзы писателей
    • Союзы художников
    • Союз композиторов
    • Союз фотохудожников
    • Союз кинематографистов
    • Союз архитекторов
  • Услуги
    • СЕМЬЯМ МОБИЛИЗОВАННЫХ
  • О НАС
    • Наши сотрудники
    • Доступность для инвалидов
    • Документы
    • Публичные отчеты
    • Независимая оценка качества услуг
    • НАШИ ДРУЗЬЯ
  • НАШИ КОНТАКТЫ
  • Купить билеты
    • ПУШКИНСКАЯ КАРТА
Дом искусств / Красноярск
Министерство культуры Красноярского края
Краевое государственное автономное учреждение культуры "Дом искусств"
Дом искусств / Красноярск
  • ГЛАВНАЯ
  • СОБЫТИЯ
    • Афиша
      Литературный клуб «Поэтический бестиарий»/ 2 февраля

      Литературный клуб «Поэтический бестиарий»/ 2 февраля

      Читка «Бухта китов» в проекте #эпизоды/ 13 февраля

      Читка «Бухта китов» в проекте #эпизоды/ 13 февраля

      Фотовстречи в Доме искусств: Александр Куприянов/ 25 января

      Фотовстречи в Доме искусств: Александр Куприянов/ 25 января

      Персональная выставка Игоря Башмакова «Мужество в сердце»/ 27 января - 26 февраля

      Персональная выставка Игоря Башмакова «Мужество в сердце»/ 27 января - 26 февраля

    • Новости
      Дом искусств проводит викторину «Творчество Василия Ивановича Сурикова»

      Дом искусств проводит викторину «Творчество Василия Ивановича Сурикова»

      В феврале-марте передвижные выставки художников Красноярья увидят жители Ачинска, Назарово и Боготола

      В феврале-марте передвижные выставки художников Красноярья увидят жители Ачинска, Назарово и Боготола

      Ассоциация союзов писателей и издателей России объявляет о старте Межрегиональной творческой мастерской

      Ассоциация союзов писателей и издателей России объявляет о старте Межрегиональной творческой мастерской

      Красноярский Союз кинематографистов отметит 30-летие фотовыставкой и кинопоказами

      Красноярский Союз кинематографистов отметит 30-летие фотовыставкой и кинопоказами

    • Интервью
      Владимир Пономарёв: «Новая интонация будет отображать новое мышление»

      Владимир Пономарёв: «Новая интонация будет отображать новое мышление»

      Интервью с Александром Дымниковым, председателем Петербургского регионального Союза фотохудожников России

      Интервью с Александром Дымниковым, председателем Петербургского регионального Союза фотохудожников России

      Интервью с художником Виктором Рогачевым

      Интервью с художником Виктором Рогачевым

      Интервью с художником Августой Сергиной

      Интервью с художником Августой Сергиной

  • ПРОЕКТЫ
    • Конкурсы
      Ассоциация союзов писателей и издателей России объявляет о старте Межрегиональной творческой мастерской

      Ассоциация союзов писателей и издателей России объявляет о старте Межрегиональной творческой мастерской

      В Красноярске начался приём ходатайств по присуждению Государственных премий Красноярского края в 2023 году

      В Красноярске начался приём ходатайств по присуждению Государственных премий Красноярского края в 2023 году

      В Доме искусств объявили победителей Всероссийского конкурса «Музыка Za Победу!»

      В Доме искусств объявили победителей Всероссийского конкурса «Музыка Za Победу!»

      Министерство культуры Красноярского края объявляет о старте конкурса документальной кинематографии

      Министерство культуры Красноярского края объявляет о старте конкурса документальной кинематографии

    • Выставки
      В феврале-марте передвижные выставки художников Красноярья увидят жители Ачинска, Назарово и Боготола

      В феврале-марте передвижные выставки художников Красноярья увидят жители Ачинска, Назарово и Боготола

      Персональная выставка Игоря Башмакова «Мужество в сердце»/ 27 января - 26 февраля

      Персональная выставка Игоря Башмакова «Мужество в сердце»/ 27 января - 26 февраля

      В Красноярске откроется сборная художественная выставка «Здравствуй, Индия!»/ 5-29 декабря

      В Красноярске откроется сборная художественная выставка «Здравствуй, Индия!»/ 5-29 декабря

      Выставка «По Владимиро-Суздальской земле. Живопись. Графика» / 16 ноября - 4 декабря

      Выставка «По Владимиро-Суздальской земле. Живопись. Графика» / 16 ноября - 4 декабря

    • Концерты
    • Альманах “Енисей”
      Презентация альманаха «Енисей» №2/2022/ 19 января

      Презентация альманаха «Енисей» №2/2022/ 19 января

      Альманах «Енисей» №2 2022

      Альманах «Енисей» №2 2022

      Презентация альманаха Енисей № 1-2022/ 6 октября 18.00

      Презентация альманаха Енисей № 1-2022/ 6 октября 18.00

      Альманах «Енисей» №1 2022

      Альманах «Енисей» №1 2022

    • Молодая Сибирь
      Открыт набор в Арт-резиденцию для молодых художников на территории заповедника «Столбы»

      Открыт набор в Арт-резиденцию для молодых художников на территории заповедника «Столбы»

      В марте передвижные выставки художников Красноярья увидят жители Дудинки, Боготола, Лесосибирска и Норильска

      В марте передвижные выставки художников Красноярья увидят жители Дудинки, Боготола, Лесосибирска и Норильска

      Как организовать крупную выставку? Часть 1

      Как организовать крупную выставку? Часть 1

      Как организовать крупную выставку? Часть 2

      Как организовать крупную выставку? Часть 2

    • Живая поэзия и проза красноярских авторов
      Павел Веселовский

      Павел Веселовский

      Тина Кошкина

      Тина Кошкина

      Нелли Датик

      Нелли Датик

      Анна Хилюк

      Анна Хилюк

    • Слава победителям!
      • Художники-современники
      • Российская Академия художеств (отделение Урал, Сибирь и Дальный Восток)
      • Красноярский краевой краеведческий музей
      • Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова
      • Ачинский краеведческий музей
      • Дивногорский художественный музей
      • Музейно-выставочный центр г.Железногорск
      • Историко-этнографический музей – заповедник «Шушенское»
  • ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
    • Союзы писателей
      Бурягин Василий Фёдорович

      Бурягин Василий Фёдорович

      Тараканова Ольга Семёновна

      Тараканова Ольга Семёновна

      Панфилова Марина Владимировна

      Панфилова Марина Владимировна

      Белкин Владлен Николаевич

      Белкин Владлен Николаевич

    • Союзы художников
      Работы Марии Пономарёвой

      Работы Марии Пономарёвой

      Работы Светланы Духович

      Работы Светланы Духович

      Работы Георгия Кузакова

      Работы Георгия Кузакова

      Работы Валерия Кудринского

      Работы Валерия Кудринского

    • Союз композиторов
      Городской открытый конкурс юных исполнителей сочинений Народной артистки Республики Хакасия Татьяны Шалгиновой «Кумус кюн – Серебряное солнце» (ноты для участников)

      Городской открытый конкурс юных исполнителей сочинений Народной артистки Республики Хакасия Татьяны Шалгиновой «Кумус кюн – Серебряное солнце» (ноты для участников)

      Олег Проститов. Соната № 2 для фортепиано «Свастическая»

      Олег Проститов. Соната № 2 для фортепиано «Свастическая»

      Владимир Пономарёв. Прелюдии С-dur и h-moll

      Владимир Пономарёв. Прелюдии С-dur и h-moll

      Владимир Сенегин. Соната для фортепиано

      Владимир Сенегин. Соната для фортепиано

    • Союз фотохудожников
    • Союз кинематографистов
      Энергетическое поле киноэкрана

      Энергетическое поле киноэкрана

      Документальное кино: в поисках истины

      Документальное кино: в поисках истины

      35 мм доброты

      35 мм доброты

      Он был прежде всего художник

      Он был прежде всего художник

    • Союз архитекторов
  • Услуги
    • СЕМЬЯМ МОБИЛИЗОВАННЫХ
  • О НАС
    • Наши сотрудники
    • Доступность для инвалидов
    • Документы
    • Публичные отчеты
    • Независимая оценка качества услуг
    • НАШИ ДРУЗЬЯ
  • НАШИ КОНТАКТЫ
  • Купить билеты
    • ПУШКИНСКАЯ КАРТА
  • Follow
    • Youtube
    • VKontakte
  • Актуально
  • Афиша
  • Интервью
  • Новости
Владимир Пономарёв: «Новая интонация будет отображать новое мышление»
Главная
События
Интервью

Владимир Пономарёв: «Новая интонация будет отображать новое мышление»

12 декабря, 2022 Avatar photo Красноярский Дом искусств Интервью, События, Союз композиторов 0 комментариев 32

В Красноярске завершается V Сибирский фестиваль современной музыки, в концертной афише которого имена современных профессиональных композиторов и молодых авторов от Алтая до Новосибирска, от Тувы и Бурятии до столицы нашего края.

О новой музыке, поиске новой интонации и возможностях больших фестивалей говорим с композитором, профессором Сибирского Института Искусств имени Дмитрия Хворостовского Владимиром Пономарёвым.

Перед нашим разговором, мы обсуждали фестиваль, как площадку для диалога с другими регионами. Вы сказали, что мысль объединения не нова, но воплощение свое стала получать только сейчас. У всех накопились определённые вопросы, которые захотелось задать друг другу?

Тут больше речь о возможностях и перспективах. Мы живем в регионе с огромными расстояниями, в котором каждый крупный город вынужден становиться мегаполисом. Мы вынуждены создавать всю инфраструктуру: и театры, и оркестры. Но не всем городам это удается. Красноярск и Новосибирск, пожалуй, два города в Сибири, у которых есть полный набор необходимого. Профессиональный композитор пишет музыку во всех жанрах, но так получается, что не все жанры могут быть исполнены в его городе. Вот мы и хотим поговорить о том, как нам организовывать совместные фестивали, концерты.

В Красноярске тесно композиторам?

Нельзя говорить, что здесь, в Красноярске, стало тесно, хотя, не скрою, очень часто и очень многое зависит от личных контактов с руководителем того или иного коллектива. Я не говорю, что кто-то кого-то не любит, просто композитор может не владеть тем или иным жанром в должной мере, и порой стесняется прийти, например, к дирижёру оркестра и спросить: «Помогите мне, может, я не очень корректно написал свою партитуру», и предпочитает писать для других коллективов. Особенно это касается молодых. Композитор должен идти, не стесняясь разговаривать с дирижёром и вместе с ним править свои партитуры, чтобы музыка могла прозвучать. Мы живём сейчас в такое время, когда всё протекает стремительно, все обо всех знают всё в той или иной сфере.

Молодые композиторы рассматривают подобные фестивали, как возможность начала или продолжения работы с коллективами? И она у них действительно появляется?

С потенциальными «потребителями» — потенциальными исполнителями этой музыки — да.

А как влияет на слушателей наличие фестивальной и конкурсной историй?

Немножко. О многом говорить не приходится в силу того, что значительная часть нашей жизни и быта коммерциализирована. Но если композитор «засветился» и все слышат, что это качественная музыка — будут и заказы, и слушатели на концертах. Сегодня многое нацелено на то, чтобы музыканты не играли для пустого зала. Но сводить всё только к этому нельзя ни в коем случае. И здесь ещё раз повторю, велика роль личностей — не только авторов, но и тех людей, которые руководят «культурными процессами». Убеждён, что наша музыка должна звучать регулярно — не только от фестиваля к фестивалю. Сегодня это происходит у нас в камерных программах. И наши хоры очень активно используют то, что пишут красноярские композиторы. Вот с оркестрами немного хуже, особенно с симфоническим оркестром. Как делал в своё время маэстро Арнольд Кац? Он составлял программу: Прокофьев, Стравинский и новосибирский композитор Аскольд Муров. Кто-то шёл на Прокофьева и Стравинского, а попутно слушал и Мурова. Потом шёл уже конкретно на Мурова, потому что узнал этого автора. Мы к этому идём. Другое дело, что это не делается в одночасье и на пути к этому, увы, немало препятствий.

Большие коллективы боятся авангарда? Или точнее стереотипа о современной музыке, как о непонятной и странной, которая может отпугнуть слушателей?

Сейчас выдумано очень много красивых терминов: поставангард, постмодерн, пост-пост… Но сегодня в мире нет музыкального и художественного мейнстрима. Он развалился, потому что нет единого мировоззрения, которое бы давало художнику основу. Эта основа сейчас только формируется. И я говорю своим студентам: «Ребята, вы будете создавать новую интонацию, не я, потому что я пишу, как писал прежде. Хотя — кто его знает… Но прежде всего это сделаете вы! И вы должны думать о том, какой должна быть эта новая интонация». Тут имеет место ещё такой момент. Знаете, в каждой ситуации есть свои «за» и свои «против». В том, что мы находимся вдалеке от столиц, есть огромное преимущество. Мы на всё может смотреть со стороны. Сейчас в московской консерватории существует негласная, никем не задекларированная тенденция утверждать, что сейчас идёт какая-то очередная волна авангарда, и нужно непременно искать новый звук. И когда наши ребята едут туда, а потом приезжают обратно и показывают свои сочинения — мы сидим и улыбаемся, но не потому что это плохо, а потому что мы-то здесь, не варясь в том «бульоне», понимаем, что не надо искать новый приём ради приёма. Новая интонация будет отображать новое мышление, новое содержание. Вот его и нужно искать. Зачем пытаться искать что-то принципиально новое в звуке, в исполнительских приёмах? Всё уже найдено, и физические возможности исполнения на любом музыкальном инструменте уже доведены до края, виртуознее играть уже невозможно. Нужно искать, повторю, новое содержание — и под него подбирать средства, которые могут быть и старые, и новые.

Совершенно гениальную мысль предложил Альфред Шнитке в своё время. Он придумал то, что называется полистилистикой, когда одна тема, один интонационный комплекс у него становится и барочной музыкой, и ресторанным танго. Каждый сегодня может писать так, как он хочет, единственное пожелание — чтобы музыка была настоящей и искренней, и чтобы она не несла в себе разрушительных смыслов. Вот мы часто слушаем со студентами сочинения наших советских композиторов 1970-х годов, и там остро ощущается, что это музыка написана именно в это время. Как это выражено — я не знаю. Но мы слышим, что это советская музыка, не русская — Мусоргский или Глинка — а советская музыка. Такое же ощущение времени возникает и когда мы слушаем русских дореволюционных композиторов. Как это будет формироваться сейчас — не могу сказать. Это уже вопрос к молодым.

Работая с ними, вы можете сказать, от чего они готовы отказаться? Когда, например, собираются что-то снести — уже знают, что построят вместо. Вы требуете от молодых поиска с обозначенными ориентирами?

Я требую только одного, чтобы эта музыка была содержательной и была бы профессионально сделана. Стиль мы не оцениваем. У меня в классе один студент сочиняет совершенно атональные сочинения, приближенные к тому, чтобы назвать их авангардными, а другой пишет тональную красивую музыку — вот Диана Кулакова, например, пишет прям как Римский-Корсаков. Когда студент приходит ко мне в класс, я сразу предупреждаю: мы не обсуждаем стиль и никого не осуждаем, не критикуем и не хвалим за стилевые приоритеты. Каждый пишет так, как считает нужным. Но это должно быть качественно. Однако, я думаю, в силу того, что такие разные авторы оказываются рядом, и должна возникнуть новая интонация, о которой я говорю.

V Сибирский фестиваль современной музыки стал победителем конкурса министерства культуры Красноярского края на предоставление субсидий инновационных социально значимых проектов в области культуры и искусства в 2022 году и реализуется Домом искусств совместно с АНО Автономная некоммерческая организация «Центр развития культуры, искусства и краеведения «Достояние» (Красноярск).

Конкурс проводится ежегодно в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Интервью подготовила Алена Никулина, Культура24

  • Метки
  • интервью
Facebook Twitter Google+ Pinterest VKontakte WhatsApp
Следующая статья В Красноярске завершился V Сибирский фестиваль современной музыки
Предыдущая статья Министерство культуры Красноярского края объявляет о старте конкурса документальной кинематографии
Avatar photo

Красноярский Дом искусств

 Версия для слабовидящих

ЧТО ИЩЕМ?
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ
Янв 26 15:06
События

Литературный клуб «Поэтический бестиарий»/ 2 февраля

Янв 19 15:23
События

Читка «Бухта китов» в проекте #эпизоды/ 13 февраля

Янв 19 15:10
События

Фотовстречи в Доме искусств: Александр Куприянов/ 25 января

Янв 18 15:56
События

Дом искусств проводит викторину «Творчество Василия Ивановича Сурикова»

Янв 17 12:57
События

В феврале-марте передвижные выставки художников Красноярья увидят жители Ачинска, Назарово и Боготола

  • ГЛАВНАЯ
  • СОБЫТИЯ
  • ПРОЕКТЫ
  • ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
  • Услуги
  • О НАС
  • НАШИ КОНТАКТЫ
  • Купить билеты
  • Наверх
© Краевое государственное автономное учреждение культуры "Дом искусств" 2017. * Соглашение на обработку персональных данных
Created by Oleg Tikhomirov