Завершается Год кино, пора подводить итоги. По просьбе читателей корреспондент “Красноярского рабочего” встретился с председателем регионального отделения Союза кинематографистов России, режиссёром и сценаристом Александром МИХАЙЛОВЫМ.
Кадры стоят перед глазами
– Сегодня наш кинематограф охватывает обширную сферу культурных связей, просветительской деятельности, кинопроката, условно объединяя в себе организационно-технические и творческие структуры. Все вместе они составляют большое число работников культуры, занятых общим делом… И Год кино, я думаю, стал праздником для значительной части жителей нашего края. Чем он запомнился, чем восхитил, порадовал?
– Мне кажется, этот год больше, чем другие, был наполнен интересными событиями, поездками, встречами. И надо отдать должное министерству культуры края, его специалистам, разработавшим объёмный, глубоко продуманный план мероприятий.
Благодаря этому красноярцы встретились с известными мастерами экрана – Сергеем Урсуляком, Вадимом Абдрашитовым, Александром Прошкиным, Анной Чернаковой, Александром Адабашьяном, Ириной Алфёровой, Ларисой Лужиной, Андреем Смирновым… В числе именитых гостей со своими фильмами у нас побывал потомок старинного княжеского рода, русский француз Александр Долгорукий.
К слову сказать, сибиряки в долгу перед французами не остались: когда почтенный парижанин выступал в красноярском Доме кино, в Париже народ толпился у билетной кассы, чтобы посмотреть документальную ленту красноярского режиссёра Александра Кузнецова “Краткая инструкция по освобождению”.
Триумфальное шествие этого фильма по фестивалям Европы продолжалось полгода – причём с победами, с получением множества призов. В Москве на международном фестивале “Артдокфест”, где обычно участвуют авторские работы всех жанров и направлений, 9 декабря этот фильм получил высшую награду – Гран-при.
Вот это явление вызвало у меня восторг и восхищение – безупречным операторским мастерством, глубокой убедительной драматургией, интересными композиционными решениями. Саша показал мне эту работу почти год назад, ещё в январе, но отдельные кадры стоят перед глазами до сих пор.
В России нашего земляка знают как профессионального фотожурналиста, фотохудожника, получившего признание своими выставками на разных континентах, как опытного альпиниста, покорившего множество недоступных вершин мира, в том числе и Эверест. То есть это личность, обладающая не только талантом, но и волей, характером, широчайшим кругозором и жизненным опытом, завидной физической подготовкой.
– Значит, несмотря на серьёзные проблемы с финансированием, красноярский кинематограф всё-таки продолжает развиваться?
– Что касается финансирования, Кузнецов, конечно, счастливое исключение. Он сумел воплотить свою идею через совместный российско-французский проект, и это было совсем не просто. Но если говорить в общем, то уходящий год стал довольно успешным для всех, кто имеет отношение к этой профессии. И к местному финансированию.
Красноярцев по-настоящему порадовала новая документальная лента Ирины Зайцевой “Валерьян Сергин” – при полном аншлаге в День кино она была показана в культурно-историческом центре. Светлое впечатление оставляет фильм “Сибирская лавра” – о восстановленном Свято-Успенском монастыре. Мне думается, Костя Корнеев имеет все основания надеяться на серьёзную награду, если отправит своё произведение на православный кинофестиваль.
Хороший подарок старшему поколению сделал Андрей Гришаков – накануне Дня Победы в Доме кино состоялась премьера его фильма “Парады Панова”. В первой же половине года Элина Астраханцева представила зрителю свой фильм “Крылья”, который исследует малоизвестные страницы истории полярной авиации.
Совсем недавно молодой красноярский режиссёр Владимир Александров вынес на суд зрителей короткометражную ленту “Принцип домино”. Творческая группа фильма “Замороженное время” (Михаил Тарковский, Александр Калашников, Владимир Васильев) в этом году получила награды на международных и российских фестивалях в Москве, Ханты-Мансийске, Самаре, Саратове, Санкт-Петербурге…
Полузабытый юбилей
– Александр Александрович, получается, что год был даже очень плодотворным на результаты, урожайным на награды и обильным на встречи?
– Особенно на встречи. Таким и должен быть Год кино! Наше региональное отделение Союза кинематографистов в этот общий план вписалось вполне естественно и органично. Весь год мы тесно сотрудничали со школами и колледжами, учреждениями культуры и руководителями муниципальных образований, краевым Домом искусств, Центром международных и региональных культурных связей, участвуя в проектах “День на искусство”, “Енисейский экспресс”, “Передвижной киноклуб”, активно поддерживали фестивальное движение.
Кстати, проект “Передвижной киноклуб” был разработан членом правления нашей организации Александром Калашниковым. В процессе его реализации мы проехали сотни километров по городам и весям, показали лучшие документальные фильмы Красноярской киностудии, снятые ещё в советское время и удостоенные высших наград на международных фестивалях.
– Многим красноярцам старшего возраста, я думаю, помнятся восьмидесятые годы, когда ваша киностудия довольно часто проводила просмотры и своих документальных, и поступивших в прокат новых художественных фильмов. Но это было доступно для узкого круга?
– “Узкий круг” определялся возможностями зала, где было всего 50 мест. Да, по четвергам на эти просмотры собирались писатели, молодые учёные, журналисты, театральные режиссёры. Почти всегда там можно было увидеть Виктора Петровича Астафьева с Марией Семёновной, Романа Солнцева, Алитета Немтушкина, Николая Гайдука, Сергея Задереева… Нашими гостями были Роллан Быков, Алексей Петренко, Дмитрий Нахабцев, Фрэнсис Грин, Герц Франк, Валентин Распутин, Владимир Крупин…
Приятно, что вы помните об этом. А вот недавно вышла новая книжка Владимира Замышляева “На енисейских берегах. История культуры Красноярского края”. Там упоминаются все крупные и мелкие события культурной жизни. Не забыт, наверно, ни один драмкружок из самых глухих деревень, но о киностудии нет ни слова.
В декабре этого года Красноярской киностудии исполнилось 35 лет. Её творческий состав, сформированный из выпускников Всесоюзного государственного института кинематографии и Ленинградского института киноинженеров, ежегодно создавал по пять документальных фильмов и двенадцать киножурналов.
Здесь начиналась творческая биография многих ныне известных мастеров документального кино – Сергея Мирошниченко, Юрия Ермолина, Владимира Кузнецова, Сергея Князева, Ирины Зайцевой, Александра Калашникова, Людмилы Улановой, ставших многократными победителями международных, всесоюзных и всероссийских фестивалей. И в восьмидесятые годы они действительно внесли свежую струю в жизнь красноярской интеллигенции.
В День кино в Доме искусств при активном содействии его сотрудников мы провели в честь этого юбилея ретроспективный показ своей продукции. Зал был переполнен. Люди с большим интересом смотрели фильм о Викторе Петровиче Астафьеве “Жизнь на миру”, а потом – чёрно-белую ленту “Чем меньше женщину мы любим”, снятую почти тридцать лет назад,- о многодетной матери, проживающей в общежитии с пятью детьми.
И когда после просмотра зрителям объявили, что наша героиня Надежда присутствует в зале со всем семейством, а у экрана стала выстраиваться группа людей разного возраста в количестве восемнадцати человек, разразился настоящий шквал оваций и аплодисментов.
Так же тепло в ноябре встречали жители Новосёловского района фильм “Зёрна вечного колоса” – о своём земляке, Герое Труда, знаменитом комбайнёре Семёне Циглимове, снятый в 1985 году.
Надевать ли ботинки на бегу?
– Хотелось бы отдельно остановиться на Первом Красноярском международном кинофестивале, участниками которого стали, как сообщала пресса, 25 стран, более трёхсот художественных, анимационных и документальных фильмов. Мне кажется, для многих он стал большой неожиданностью…
– И для меня тоже.
– Тем не менее вы работали на нём в качестве члена жюри. Как он готовился? Какие впечатления остались от этого события?
– Цифры не совсем точные, пресса, как всегда, привирает. Но… ладно, не это главное. Он действительно явился перед всеми как “Летучий голландец”, как призрак. С точки зрения юридической – его вообще не было. Потому что не соблюдены основные условия и правила проведения международных фестивалей. Он нигде не зарегистрирован, не прошёл аккредитации. Отборщики были только российские, жюри только российское. Тем не менее по факту он состоялся.
Инициировала и провела его киновидеостудия “Архипелаг”, руководит которой Элина Астраханцева – режиссёр, продюсер и прирождённый менеджер, обладающая вулканической энергией, редким организаторским талантом и массой других достоинств…
Но в данном случае ей не хватило терпения и времени основательнее подготовиться, и фестиваль остался без поддержки власти, без должной рекламы и оформления, и что очень обидно – без участия фильмов своих, сибирских режиссёров. Огорчает и то, что бюджет фестиваля не позволил пригласить в состав жюри зарубежных мастеров экрана, авторитетных киноведов и кинокритиков.
– Так если ситуация была, как говорится, недозревшей, почему вы сочли возможным и целесообразным поддерживать эту затею?
– Вообще, фестивали проводятся не ради некой абстрактной элитарной тусовки. В них заложены широкие возможности для творческого обмена, преодоления состояния разобщённости, это испытанное средство укрепления образовательно-культурных связей. И Союз кинематографистов по сути своей и природе просто обязан поддерживать такие инициативы, пусть даже если они не обрели ещё достаточно чёткой, завершённой формы.
Такой фестиваль создаёт новое энергетическое поле, и принимать его надо как инструмент для обнаружения собственных талантов, как индикатор, определяющий художественно-эстетические вкусы современного зрителя, творческий потенциал молодёжи региона.
Так что Элина Астраханцева – молодец. Меня всегда по жизни восхищали такие авантюристы. На войне они поднимают людей в атаку. Будь моя власть, я бы без малейших колебаний дал ей медаль “За отвагу”.
Тем более что организационные недочёты и прочие промахи в значительной мере компенсированы очень достойным уровнем фильмов, предложенных отборщиками из огромного количества присланных работ,- как игровых, так и документальных.
Я не говорю, что всегда можно надевать ботинки на бегу, но не будь этого фестиваля нынче, то в будущем году, возможно, нам не пришлось бы увидеть потрясающий фильм “Поездка к матери”, встретиться с его создателем – удивительно тонким, умным, душевным и приятным человеком Михаилом Косыревым-Нестеровым… Посмотреть замечательные работы Эдуарда Бордукова (“Коробка”), Марии Вихровой (“Дирижабль”), Александра Королёва (“Забытое”)… Испытать восторг и позавидовать таланту авторов документальных фильмов “В тени больших деревьев”, “Страна Удэхе”, “Отражение гор”, “Космос без границ”…
Фестивалю ещё предстоит определиться по многим параметрам, обрести своё лицо, а для этого нужны солидарные усилия его сторонников, интеллигенции, всей кинематографической общественности и власти. От этого зависит его будущее, его весомость и эффективность, количество претендентов на награды, именитых гостей, специалистов в области международного содружества, киноведения, кинокритики.
Чтобы всё это случилось, ещё очень многих надо убеждать. Фестивали такого статуса обычно сопровождаются разными мероприятиями – конференциями, мастер-классами, встречами с талантливой молодёжью, где признанные мастера могут дать представление о высоких стандартах качества, нормах и правилах, действующих в фильмопроизводстве. Тем самым, может быть, помочь кому-то из молодых определиться в жизни.
Если у нас в этой сфере искусства есть стратегия и мы видим перед собой ясные цели, то надо действовать по всем направлениям, формировать систему, поддерживающую творчество, подпитывающую яркие идеи, как это делали в далёкие семидесятые тогдашние “бойцы идеологического фронта” ради практического воплощения лозунга “Сибири – высокую культуру!”.
Если власть способна чувствовать это энергетическое поле, а точнее даже – предчувствовать, то она способна и усиливать его потенциал, и содействовать его росту. Фестиваль – это как раз то культурное образование, то пространство, где может эффективно проявиться и частно-государственное партнёрство. Здесь нельзя не видеть новую уникальную возможность для края преподнести себя миру с наиболее выгодной стороны.
Пора возрождать кинолетопись
– В последнее время на разных уровнях стали чаще вспоминать о региональном кинематографе. Значит ли это, что в культурной жизни отдалённых от столицы краёв и областей может открыться что-то новое и значительное, как открылось в семидесятые годы движение “Сибири – высокую культуру!”?
– Да, сейчас много разговоров о развитии регионального кинематографа, технической базы кинопроката и кинопроизводства. Вот теперь где-то пытаются восстановить разрушенную инфраструктуру, а где-то даже собираются развивать свою местную киноиндустрию. Очень хотелось бы ошибиться, но мне представляется, что за всеми этими разговорами стоит всего лишь стремление федерального центра переложить на плечи регионов определённую часть финансовых расходов на развитие “важнейшего из искусств”.
Однако основной причиной возбуждения этой мысли в разных эшелонах власти явилось всеобщее осознание необходимости возрождения кинолетописи. Именно эта задача сегодня является первоочередной. В советские времена эти функции выполняли всесоюзные и региональные киножурналы, но с закрытием студий кинолетопись угасла. Это преступление перед потомками.
Раньше, при полном государственном финансировании, никакого деления кинематографа на региональный и федеральный не было. Мы работали на всесоюзный экран, уровень требований к качеству оставался одинаков и для москвичей, и для киевлян, и для красноярцев. Теперь появились даже региональные художественные фильмы, которые с упоением снимают в Якутии, Башкирии.
Вообще говоря, в наше время при финансовых возможностях фильмы может снимать любой владелец аптеки или бензозаправки. И делается это элементарно. Заказывается сценарий, нанимается творческая группа из профессионалов. Деньги на бочку – и через полгода фильм готов. А то и раньше, если простить наивность сюжетной линии, неуклюжесть актёров и режиссёрские нелепости.
Продукцией такого сомнительного свойства сейчас заполнены телеканалы, Интернет. И почти вся она сопровождается эпитетами “выдающийся оператор”, “талантливый режиссёр”, “нашумевший фильм”. Как потом выясняется, на самом-то деле никто и не шумел, кроме самих авторов. Всё это просто дезориентирует молодёжь, она принимает такие вещи за некий источник света, образец творчества.
– Мы живём в эпоху катастрофической утраты профессионализма. Появляются учёные, не имеющие знаний в объёме высшей школы, писатели и сценаристы, владеющие русским языком на уровне посетителей Интернета. За кафедры встали малограмотные преподаватели…
– Абсолютно согласен с вами. Это, скажем так, общий контекст, в котором утверждается региональное кино.
– А у кинематографистов, кстати, диплом об образовании что-то значит? Его где-то спрашивают хоть иногда?
– Сейчас даже представителей власти приходится убеждать в том, что диплом или свидетельство о тарификации надо иногда спрашивать.
Не знаю, какие формы развития получит кинематограф в нашем регионе, но в любом случае проблему творческих кадров необходимо решать. Выпускники вузов Москвы и Ленинграда, которые в начале восьмидесятых составили творческую основу документального кинематографа Красноярска, уже довольно взрослые ребята – кому под шестьдесят, а кто-то уже и перешагнул дальше. Притока молодых профессиональных кадров в регион нет, и ждать его, думаю, не следует до тех пор, пока здесь не появится киностудия.
Не какое-то новообразование при “Кинографе”, самонадеянно заявившем в Интернете о готовности “снимать фильмы любой сложности”, а настоящая, с государственной формой собственности киностудия, обеспеченная профессиональными кадрами, имеющая ясную творческую политику и стратегию, совпадающую с интересами своего народа и своей страны. Эту мысль мы второй год упорно пытаемся внедрить в сознание руководителей края вместе с идеей возрождения кинолетописи.
Какую поддержку здесь могло бы оказать региональное отделение Союза кинематографистов России? Методическую, консультационную, практическую. Члены Союза – это не какие-то сверхталантливые люди, хотя сама принадлежность к этой общероссийской творческой организации уже говорит о признании их творческих заслуг авторитетными фестивалями, как правило, международными.
Но в данном случае не это главное, а то, что они в большинстве своём являются дипломированными специалистами, владеют общепризнанным в мире киноискусства критерием оценок, у них большой запас знаний в области теории и практики кинопроизводства. То есть отличить профессиональную вещь от самоделки умеют.
Цель – взрастить художника
– Насколько мне известно, в последние годы в крае предпринимались конкретные меры по решению проблем кинематографии, в том числе и творческих. Думаю, вы знакомы с ними и можете судить об их эффективности.
– Справедливости ради следует сказать, что наша краевая власть искренне стремится к тому, чтобы не дать угаснуть большому экрану: три года назад принят закон “О поддержке издательской деятельности и документальной кинематографии в Красноярском крае”. Как механизм реализации этого закона существует грантовая программа “Документальное кино Красноярья”.
Благодаря этой программе имеют возможность, так сказать, совершенствовать своё мастерство уже известные режиссёры Зайцева, Гришаков, Астраханцева, Калашников, Васильев и многие другие. Это хорошая финансовая поддержка талантливым людям, которой нет в других регионах. Но её условия настолько ограничены тематически, настолько жёстки, что лишают автора творческой свободы.
Ну почему он обязательно должен прославлять край? А если просто… про тычинки и пестики? Да так, что слезами обольёшься. Денег жалко? Но ведь мы хотим взрастить художника, раскрыть его талант! При чём тут интересы края, социальная значимость?
В сравнении с тем “прокрустовым ложем”, в которое они помещают соискателя-режиссёра, партийно-идеологический контроль и цензура советской поры мне вспоминаются просто как дружеские советы доброй бабушки. Эти условия надо пересматривать, а в экспертный совет вводить хотя бы двух-трёх профессиональных кинематографистов. Пока там, как ни странно, нет ни одного.
– Итак, в числе самых приоритетных задач на ближайшую перспективу вы называете…
– Возрождение летописи, подготовку творческих кадров, репертуарную политику. Есть много проблем и организационно-технического порядка, но это уже сфера других специалистов.
Если мы исходим из того, что кино в силу своей массовости по-прежнему остаётся одним из самых эффективных средств воздействия на сознание людей, на духовную структуру общества, формирует образ жизни, то на сегодняшний день перед российскими регионами важнейшей остаётся задача изменения в репертуаре кинотеатров соотношения отечественных и зарубежных фильмов.
Не пытаться в собственном подъезде делать то, что делают в Голливуде, а разобраться с той продукцией, которая много лет предлагается в качестве духовной пищи в ущерб будущим поколениям и всей державе.
– Спасибо, Александр Александрович. Редакция поздравляет вас с наступающим Новым годом и прошедшим 75-летием, желает творческих успехов и благодарит за полувековое сотрудничество с “Красноярским рабочим”.
– Спасибо. Всей редакции и читателям поздравления от Союза кинематографистов!
На фото: Пресс-конференция режиссёра Александра Кузнецова в одном из кинотеатров Парижа после просмотра фильма “Краткая инструкция по освобождению”; Режиссёр Александр Михайлов в кругу большой семьи Надежды Шпагиной через 27 лет после съёмок фильма “Чем меньше женщину мы любим”; Михаил Тарковский; На закрытии фестиваля. Слева направо: красноярский художник Тимур Харламов (автор статуэтки Гран-при фестиваля), член жюри фестиваля, режиссёр-документалист Владимир Васильев, обладатель Гран-при Первого Красноярского международного кинофестиваля режиссёр Михаил Косырев-Нестеров.
Опубликовано: «Красноярский рабочий»
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.