• ГЛАВНАЯ
  • СОБЫТИЯ
    • Афиша
    • Новости
    • Выставки
    • Музыка и театр
    • Галерея “В центре мира”
    • Фотовстречи
    • Кинопоказы
    • Литература
      • Альманах “Енисей”
  • ПРОЕКТЫ
    • Конкурсы
    • Резиденции и фестивали
    • Мемориальные знаки
      • О проекте «Наследие Красноярского края»
  • ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
    • Союзы писателей
    • Союзы художников
    • Союз композиторов
    • Союз фотохудожников
    • Союз кинематографистов
    • Союз архитекторов
  • Услуги
    • УЧАСТНИКАМ СВО И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
  • О НАС
    • Наши сотрудники
    • Доступность для инвалидов
    • Документы
      • Антитеррор
    • Публичные отчеты
    • Независимая оценка качества услуг
    • Обратная связь
  • НАШИ КОНТАКТЫ
  • Купить билеты
    • ПУШКИНСКАЯ КАРТА
Дом искусств / Красноярск
Министерство культуры Красноярского края
Краевое государственное автономное учреждение культуры "Дом искусств"
Дом искусств / Красноярск
  • ГЛАВНАЯ
  • СОБЫТИЯ
    • Афиша
      Галерея «В центре Мира»: события июля

      Галерея «В центре Мира»: события июля

      Июль по Пушкинской карте

      Июль по Пушкинской карте

      Выставка «Лики Победы» отправилась на Родину художника Константина Войнова – в деревню Усолку

      Выставка «Лики Победы» отправилась на Родину художника Константина Войнова – в деревню Усолку

      Галерея «В центре Мира» принимает участие в ярмарке современного искусства SCAN

      Галерея «В центре Мира» принимает участие в ярмарке современного искусства SCAN

    • Новости
      Галерея «В центре Мира» объявляет конкурсный отбор на участие в выставке «Ослепительное» до 20 июля

      Галерея «В центре Мира» объявляет конкурсный отбор на участие в выставке «Ослепительное» до 20 июля

      XXII открытый Международный литературный Волошинский конкурс

      XXII открытый Международный литературный Волошинский конкурс

      Галерея «В центре Мира» принимает участие в ярмарке современного искусства SCAN

      Галерея «В центре Мира» принимает участие в ярмарке современного искусства SCAN

      Служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

      Служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

    • Выставки
      Выставка «Лики Победы» отправилась на Родину художника Константина Войнова – в деревню Усолку

      Выставка «Лики Победы» отправилась на Родину художника Константина Войнова – в деревню Усолку

      Галерея «В центре Мира» принимает участие в ярмарке современного искусства SCAN

      Галерея «В центре Мира» принимает участие в ярмарке современного искусства SCAN

      Выставка «Детская площадка» и события июня в Галерее сибирского искусства «В центре Мира»

      Выставка «Детская площадка» и события июня в Галерее сибирского искусства «В центре Мира»

      Выставка «Магия горячего батика» / 11 июня – 6 июля

      Выставка «Магия горячего батика» / 11 июня – 6 июля

    • Музыка и театр
    • Галерея “В центре мира”
    • Фотовстречи
    • Кинопоказы
    • Литература
      • Альманах “Енисей”
        Презентация Альманаха «Енисей» №2 2024 / 30 января

        Презентация Альманаха «Енисей» №2 2024 / 30 января

        Альманах «Енисей» №2 2024

        Альманах «Енисей» №2 2024

        Презентация альманаха «Енисей» №1 2024/ 25 июля

        Презентация альманаха «Енисей» №1 2024/ 25 июля

        Альманах «Енисей» №1 2024

        Альманах «Енисей» №1 2024

  • ПРОЕКТЫ
    • Конкурсы
    • Резиденции и фестивали
      Подведены итоги первого конкурса Фестиваля современного искусства «ПОЗДЕЕВ ФЕСТ» и победители отправились в Арт-резиденцию в Национальный парк «Красноярские Столбы»

      Подведены итоги первого конкурса Фестиваля современного искусства «ПОЗДЕЕВ ФЕСТ» и победители отправились в Арт-резиденцию в Национальный парк «Красноярские Столбы»

      Всероссийский конкурс вокальных сочинений на стихи поэтов-сибиряков «Мелос сибирской поэзии»

      Всероссийский конкурс вокальных сочинений на стихи поэтов-сибиряков «Мелос сибирской поэзии»

      Осенью в Красноярске пройдёт  Межрегиональный музыкально-образовательный форум «Панорама современной музыки Сибири»

      Осенью в Красноярске пройдёт Межрегиональный музыкально-образовательный форум «Панорама современной музыки Сибири»

      Фестиваль современного искусства «ПОЗДЕЕВ ФЕСТ» впервые пройдёт в Красноярске 23-24 августа.

      Фестиваль современного искусства «ПОЗДЕЕВ ФЕСТ» впервые пройдёт в Красноярске 23-24 августа.

    • Мемориальные знаки
      • О проекте «Наследие Красноярского края»
  • ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
    • Союзы писателей
      Кротова Людмила Георгиевна  (Людмила Феррис)

      Кротова Людмила Георгиевна (Людмила Феррис)

      Бурягин Василий Фёдорович

      Бурягин Василий Фёдорович

      Тараканова Ольга Семёновна

      Тараканова Ольга Семёновна

      Панфилова Марина Владимировна

      Панфилова Марина Владимировна

    • Союзы художников
      Работы Марии Пономарёвой

      Работы Марии Пономарёвой

      Работы Светланы Духович

      Работы Светланы Духович

      Работы Георгия Кузакова

      Работы Георгия Кузакова

      Работы Валерия Кудринского

      Работы Валерия Кудринского

    • Союз композиторов
      Лукашевичус В. Детские пьесы для разных инструментов. Фатеев А. Играем на духовых инструментах.

      Лукашевичус В. Детские пьесы для разных инструментов. Фатеев А. Играем на духовых инструментах.

      Городской открытый конкурс юных исполнителей сочинений Народной артистки Республики Хакасия Татьяны Шалгиновой «Кумус кюн – Серебряное солнце» (ноты для участников)

      Городской открытый конкурс юных исполнителей сочинений Народной артистки Республики Хакасия Татьяны Шалгиновой «Кумус кюн – Серебряное солнце» (ноты для участников)

      Олег Проститов. Соната № 2 для фортепиано «Свастическая»

      Олег Проститов. Соната № 2 для фортепиано «Свастическая»

      Владимир Пономарёв. Прелюдии С-dur и h-moll

      Владимир Пономарёв. Прелюдии С-dur и h-moll

    • Союз фотохудожников
    • Союз кинематографистов
      Тридцатилетие Красноярского краевого отделения «Союза кинематографистов Российской Федерации»

      Тридцатилетие Красноярского краевого отделения «Союза кинематографистов Российской Федерации»

      Энергетическое поле киноэкрана

      Энергетическое поле киноэкрана

      Документальное кино: в поисках истины

      Документальное кино: в поисках истины

      35 мм доброты

      35 мм доброты

    • Союз архитекторов
  • Услуги
    • УЧАСТНИКАМ СВО И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
  • О НАС
    • Наши сотрудники
    • Доступность для инвалидов
    • Документы
      • Антитеррор
    • Публичные отчеты
    • Независимая оценка качества услуг
    • Обратная связь
  • НАШИ КОНТАКТЫ
  • Купить билеты
    • ПУШКИНСКАЯ КАРТА
  • Follow
    • Youtube
    • VKontakte
  • Актуально
  • Альманах "Енисей"
  • Афиша
  • Интервью
  • Кинопоказы
  • Литература
  • Музыка и театр
  • Новости
Владимир Пономарёв: «Новая интонация будет отображать новое мышление»
Главная
События
Интервью

Владимир Пономарёв: «Новая интонация будет отображать новое мышление»

12 декабря, 2022 Фото аватара Красноярский Дом искусств Интервью, События, Союз композиторов 0 комментариев 263

В Красноярске завершается V Сибирский фестиваль современной музыки, в концертной афише которого имена современных профессиональных композиторов и молодых авторов от Алтая до Новосибирска, от Тувы и Бурятии до столицы нашего края.

О новой музыке, поиске новой интонации и возможностях больших фестивалей говорим с композитором, профессором Сибирского Института Искусств имени Дмитрия Хворостовского Владимиром Пономарёвым.

Перед нашим разговором, мы обсуждали фестиваль, как площадку для диалога с другими регионами. Вы сказали, что мысль объединения не нова, но воплощение свое стала получать только сейчас. У всех накопились определённые вопросы, которые захотелось задать друг другу?

Тут больше речь о возможностях и перспективах. Мы живем в регионе с огромными расстояниями, в котором каждый крупный город вынужден становиться мегаполисом. Мы вынуждены создавать всю инфраструктуру: и театры, и оркестры. Но не всем городам это удается. Красноярск и Новосибирск, пожалуй, два города в Сибири, у которых есть полный набор необходимого. Профессиональный композитор пишет музыку во всех жанрах, но так получается, что не все жанры могут быть исполнены в его городе. Вот мы и хотим поговорить о том, как нам организовывать совместные фестивали, концерты.

В Красноярске тесно композиторам?

Нельзя говорить, что здесь, в Красноярске, стало тесно, хотя, не скрою, очень часто и очень многое зависит от личных контактов с руководителем того или иного коллектива. Я не говорю, что кто-то кого-то не любит, просто композитор может не владеть тем или иным жанром в должной мере, и порой стесняется прийти, например, к дирижёру оркестра и спросить: «Помогите мне, может, я не очень корректно написал свою партитуру», и предпочитает писать для других коллективов. Особенно это касается молодых. Композитор должен идти, не стесняясь разговаривать с дирижёром и вместе с ним править свои партитуры, чтобы музыка могла прозвучать. Мы живём сейчас в такое время, когда всё протекает стремительно, все обо всех знают всё в той или иной сфере.

Молодые композиторы рассматривают подобные фестивали, как возможность начала или продолжения работы с коллективами? И она у них действительно появляется?

С потенциальными «потребителями» — потенциальными исполнителями этой музыки — да.

А как влияет на слушателей наличие фестивальной и конкурсной историй?

Немножко. О многом говорить не приходится в силу того, что значительная часть нашей жизни и быта коммерциализирована. Но если композитор «засветился» и все слышат, что это качественная музыка — будут и заказы, и слушатели на концертах. Сегодня многое нацелено на то, чтобы музыканты не играли для пустого зала. Но сводить всё только к этому нельзя ни в коем случае. И здесь ещё раз повторю, велика роль личностей — не только авторов, но и тех людей, которые руководят «культурными процессами». Убеждён, что наша музыка должна звучать регулярно — не только от фестиваля к фестивалю. Сегодня это происходит у нас в камерных программах. И наши хоры очень активно используют то, что пишут красноярские композиторы. Вот с оркестрами немного хуже, особенно с симфоническим оркестром. Как делал в своё время маэстро Арнольд Кац? Он составлял программу: Прокофьев, Стравинский и новосибирский композитор Аскольд Муров. Кто-то шёл на Прокофьева и Стравинского, а попутно слушал и Мурова. Потом шёл уже конкретно на Мурова, потому что узнал этого автора. Мы к этому идём. Другое дело, что это не делается в одночасье и на пути к этому, увы, немало препятствий.

Большие коллективы боятся авангарда? Или точнее стереотипа о современной музыке, как о непонятной и странной, которая может отпугнуть слушателей?

Сейчас выдумано очень много красивых терминов: поставангард, постмодерн, пост-пост… Но сегодня в мире нет музыкального и художественного мейнстрима. Он развалился, потому что нет единого мировоззрения, которое бы давало художнику основу. Эта основа сейчас только формируется. И я говорю своим студентам: «Ребята, вы будете создавать новую интонацию, не я, потому что я пишу, как писал прежде. Хотя — кто его знает… Но прежде всего это сделаете вы! И вы должны думать о том, какой должна быть эта новая интонация». Тут имеет место ещё такой момент. Знаете, в каждой ситуации есть свои «за» и свои «против». В том, что мы находимся вдалеке от столиц, есть огромное преимущество. Мы на всё может смотреть со стороны. Сейчас в московской консерватории существует негласная, никем не задекларированная тенденция утверждать, что сейчас идёт какая-то очередная волна авангарда, и нужно непременно искать новый звук. И когда наши ребята едут туда, а потом приезжают обратно и показывают свои сочинения — мы сидим и улыбаемся, но не потому что это плохо, а потому что мы-то здесь, не варясь в том «бульоне», понимаем, что не надо искать новый приём ради приёма. Новая интонация будет отображать новое мышление, новое содержание. Вот его и нужно искать. Зачем пытаться искать что-то принципиально новое в звуке, в исполнительских приёмах? Всё уже найдено, и физические возможности исполнения на любом музыкальном инструменте уже доведены до края, виртуознее играть уже невозможно. Нужно искать, повторю, новое содержание — и под него подбирать средства, которые могут быть и старые, и новые.

Совершенно гениальную мысль предложил Альфред Шнитке в своё время. Он придумал то, что называется полистилистикой, когда одна тема, один интонационный комплекс у него становится и барочной музыкой, и ресторанным танго. Каждый сегодня может писать так, как он хочет, единственное пожелание — чтобы музыка была настоящей и искренней, и чтобы она не несла в себе разрушительных смыслов. Вот мы часто слушаем со студентами сочинения наших советских композиторов 1970-х годов, и там остро ощущается, что это музыка написана именно в это время. Как это выражено — я не знаю. Но мы слышим, что это советская музыка, не русская — Мусоргский или Глинка — а советская музыка. Такое же ощущение времени возникает и когда мы слушаем русских дореволюционных композиторов. Как это будет формироваться сейчас — не могу сказать. Это уже вопрос к молодым.

Работая с ними, вы можете сказать, от чего они готовы отказаться? Когда, например, собираются что-то снести — уже знают, что построят вместо. Вы требуете от молодых поиска с обозначенными ориентирами?

Я требую только одного, чтобы эта музыка была содержательной и была бы профессионально сделана. Стиль мы не оцениваем. У меня в классе один студент сочиняет совершенно атональные сочинения, приближенные к тому, чтобы назвать их авангардными, а другой пишет тональную красивую музыку — вот Диана Кулакова, например, пишет прям как Римский-Корсаков. Когда студент приходит ко мне в класс, я сразу предупреждаю: мы не обсуждаем стиль и никого не осуждаем, не критикуем и не хвалим за стилевые приоритеты. Каждый пишет так, как считает нужным. Но это должно быть качественно. Однако, я думаю, в силу того, что такие разные авторы оказываются рядом, и должна возникнуть новая интонация, о которой я говорю.

V Сибирский фестиваль современной музыки стал победителем конкурса министерства культуры Красноярского края на предоставление субсидий инновационных социально значимых проектов в области культуры и искусства в 2022 году и реализуется Домом искусств совместно с АНО Автономная некоммерческая организация «Центр развития культуры, искусства и краеведения «Достояние» (Красноярск).

Конкурс проводится ежегодно в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Интервью подготовила Алена Никулина, Культура24

  • Метки
  • интервью
Facebook Twitter Google+ Pinterest VKontakte WhatsApp
Следующая статья В Красноярске завершился V Сибирский фестиваль современной музыки
Предыдущая статья Министерство культуры Красноярского края объявляет о старте конкурса документальной кинематографии
Фото аватара

Красноярский Дом искусств

 Версия для слабовидящих

ЧТО ИЩЕМ?
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ
Июл 3 17:00
Проекты

Галерея «В центре Мира» объявляет конкурсный отбор на участие в выставке «Ослепительное» до 20 июля

Июл 2 12:50
События

Галерея «В центре Мира»: события июля

Июл 2 12:00
События

Июль по Пушкинской карте

Июн 27 18:03
События

Выставка «Лики Победы» отправилась на Родину художника Константина Войнова – в деревню Усолку

Июн 25 21:32
Проекты

XXII открытый Международный литературный Волошинский конкурс

  • ГЛАВНАЯ
  • СОБЫТИЯ
  • ПРОЕКТЫ
  • ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ
  • Услуги
  • О НАС
  • НАШИ КОНТАКТЫ
  • Купить билеты
  • Наверх
© Краевое государственное автономное учреждение культуры "Дом искусств" 2017. * Соглашение на обработку персональных данных
Created by Oleg Tikhomirov