Гурьева Лариса Владимировна родилась в 1959 году в Красноярске, умерла там же в 2020 году. После окончания детской художественной школы окончила театрально-декорационное отделение Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова (1975-1979). С 1994 по 2018 годы преподавала живопись и руководила дипломными проектами в Красноярском художественном училище им. В. И. Сурикова. В это же время вела активную творческую и выставочную деятельность, постепенно вырабатывая свой индивидуальный стиль и совершенствуя мастерство. Ей удалось создать уникальную модификацию такого, казалось бы, камерного жанра, как натюрморт. Это изображение не просто природных и рукотворных предметов, повторяющих свои реальные прототипы, а многоплановое действо живых объектов, «говорящих», несущих символический смысл, рассказывающих свою тему в общей истории. Натюрморты Ларисы Гурьевой представляют собой масштабные, почти монументальные картины из жизни вещей, которые разыгрывают свои тайные драмы, сливаются в диалектическом единстве противоположностей, интригуют неожиданными ассоциациями и загадывают молчаливые загадки, на которые нет, и уже не будет однозначного ответа. И физический размер холстов, и особенная основательность и конкретность изображения предметов, можно сказать, портретность их изображения, и с математической логикой выстроенная композиция, и даже странные подчас названия, – всё это опрокидывает привычные представления о натюрморте и поднимает то, что возникло столетия назад как незатейливый жанр цветов и плодов на уровень большой исторической картины. Уровень, на котором мы чувствуем и понимаем главные аспекты бытия. Цветы и плоды, которые в разных сочетаниях и сложных взаимоотношениях со стеклом, керамикой, тканью и другими творениями человеческих рук исполняют главные партии в картинах Л. В. Гурьевой, обретают свою индивидуальность и важность как основополагающую, вневременную ценность, как стабильная и прекрасная основа жизни, как союз природы и творческого труда.
«Катюша» (2015) является первым и единственным историческим натюрмортом в творчестве Ларисы Гурьевой. Внешне он представляет собой набор атрибутов военного времени, в котором тщательно со всеми подробностями «перечислены» старые грампластинки, патефон на столике с наброшенной, филейной техники салфеткой, сюжетный фон с залпами реактивных миномётов, девушкой-регулировщицей, дорожными указателями и нотными листами с мелодией знаменитой песни. Но выразительный колорит, сближенный, грозовой, приведённый к единству объединённый оттенками старых фотографий и выцветшей бумаги не позволяет повествовательной предметности затмить эмоциональное, образное начало. Реалистичность, подчёркнутая материальность предметов и условная плоскостность, информативность и тонкая передача настроения отличают эту работу от большинства «военных» натюрмортов в истории нашего искусства.
Наталья Тригалева, искусствовед