В 2006 году в состав Союза композиторов России вошел Игорь Яковлевич Флейшер. Это событие лишь de jure подтвердило статус автора, чье творчество не только востребовано инструменталистами-исполнителями в России и за рубежом, но и хорошо известно широкой слушательской аудитории.
Путь в музыку И. Флейшера начался в Ростове-на-Дону (р. 1949). Старшая сестра отвела семилетнего мальчика в музыкальную школу им. Чайковского, где его педагогом по классу скрипки стал Б.Д. Чирвин (ученик Бондаренко – ассистента Д.Ф. Ойстраха). Самими яркими впечатлениями детства, по воспоминаниям композитора, стали выступление известной скрипачки, ныне Народной артистки Грузии, Заслуженной артистки РФ М. Яшвили, исполнявшей Скрипичный концерт Й. Брамса, а также Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели, запись которого хранилась в домашней фонотеке семьи Флейшер.
Увлеченный музыкой, Игорь Яковлевич продолжил обучение в Ростовском училище искусств у Б.И. Питума, выпускника Петербургской консерватории по классу Л. Ауэра. Затем у профессора Зелехмана – также ученика Л. Ауэра. За годы обучения талантливый ученик сыграл большинство сочинений, составляющих золотой фонд скрипичного репертуара. Отличная школа и прекрасные исполнительские навыки, полученные под руководством Б.И. Питума, а после его смерти – в классе Ю.В. Горбенко (ученика профессора М.И. Ваймана), позволили И.Я. Флейшеру сразу же после службы в армии продолжить обучение в консерватории. Однако после экзамена по специальности произошло то, чего сам абитуриент никак не ожидал: «Комиссия, – вспоминает композитор, – до половины первого ночи уговаривала меня перейти на альт. Мне говорили, что скрипичная программа исполнена очень хорошо, но мой звук настолько естественный и сконцентрированный, что мне просто необходимо взять в руки альт. В то время я плохо знал этот инструмент и альтовый репертуар. Но, к моему счастью, комиссия нашла достаточно веские аргументы и преодолела мое сопротивление, за что я им невероятно благодарен и по сей день, поскольку лучшего инструмента, чем альт, для меня не существует».
Обучение игре на альте открыло молодому музыканту новый тембральный, драматургически неповторимый мир. Кроме того, как выражается композитор, исполнение альтовой сольной и ансамблевой литературы «воспитало» его уши, научив слышать произведение во всех тонкостях, специфике музыкального языка. Эти умения Игорь Яковлевич в полной мере реализовал во время работы в Красноярском симфоническом оркестре, куда был направлен по распределению после окончания Ростовского ВУЗа в 1976 году на должность концертмейстера группы альтов.
Здесь судьба свела его с удивительным человеком, талантливым дирижером и музыкантом И.В. Шпиллером, возглавлявшим Красноярский академический симфонический оркестр на протяжении 25 лет. Сотрудничество с маэстро сыграло большую роль в становлении Флейшера-композитора. Тонкий музыкант, чуткий интерпретатор, И.В. Шпиллер чрезвычайно скрупулезно подходил к тончайшим деталям каждой исполняемой оркестром партитуры, и каждая репетиция, по словам И.Я. Флейшера, проходила для него словно бы на одном дыхании. Он не просто выполнял требуемое дирижером, но задумывался над тем, как и почему маэстро трактует то или иное сочинение, интересовался особенностями оркестрового письма каждого композитора.
Умение исполнять музыку, вдумчиво анализируя ее, осмысливая каждую ремарку, уделяя большое внимание авторской трактовке штриха, динамики, темпа, стало важным этапом на пути формирования творческой индивидуальности И. Флейшера. В отличие от многих композиторов, имеющих диплом о специальном образовании, Игорь Яковлевич пришел к созданию музыки иным путем. Его «университетами» стали годы работы и непосредственного общения с музыкой величайших мастеров, которую он прочувствовал «изнутри» как исполнитель. Среди авторов, чьи сочинения и стиль стали эталонными для сибирского композитора, можно назвать Р. Малера, С.В. Рахманинова, Й. Брамса, А. Дворжака, Д.Д. Шостаковича, Б. Бартока, Г. Берлиоза.
С концертной деятельностью связан первый композиторский опыт Флейшера. В 1980 году из Министерства культуры пришла разнарядка сыграть сочинения Бартока, и дирижер оркестра И.В. Шпиллер включил в программу Концерт для альта с оркестром венгерского автора. В процессе подготовки к выступлению Игорю Яковлевичу пришла идея написать упражнения, которые помогли бы альтистам в освоении сложных технически нестандартных приемов, необходимых для исполнения Концерта. Так появились «Пять этюдов к концерту Б. Бартока» – опус, до сих пор являющийся уникальным и представляющий собой прецедент в нотной струнно-смычковой литературе – подготовительные произведения к конкретному сочинению.
Затем, как воспоминание о «скрипичном» прошлом и об одном из любимых произведений – Сонате-балладе Изаи № 3, родилась сольная пьеса для альта «В подражание Изаи» (op. 2). Во время сольного концерта в Москве И. Флейшер исполнил это сочинение, после чего Народный артист РФ, профессор Ф.С. Дружинин сказал: «Вам надо обязательно писать музыку, поверьте мне!».
До 2000 года основным направлением деятельности музыканта оставалось сольное и ансамблевое исполнительство. Концерты в Югославии, Сербии, Италии, Германии, Испании, Швейцарии, США, Москве, Новосибирске, Иркутске занимали много времени и требовали постоянных систематических занятий. Однако даже в таком напряженном графике находилось место композиторскому творчеству. Так, перед одним из концертов в Бостоне, Игорь Яковлевич написал «Павану» для альта соло (op. 6), которая была исполнена в том же концерте на «бис».
И все же создание авторских сочинений до определенного времени было эпизодическим. Активная работа на композиторском поприще началась лишь после завершения концертной деятельности. В творческом отношении произошел некий переход из одной сферы в другую. Причем, это переключение совершилось удивительно органично и естественно. И если раньше, по признанию композитора, ему казалось, что он всю жизнь играет на альте, то теперь он живет с ощущением, что всю жизнь писал музыку.
Весь опыт, накопленный за годы исполнительской работы, находит претворение в создаваемых сочинениях. Интенсивность творчества И. Флейшера возрастает с каждым годом. Начав писать музыку довольно поздно, он словно бы спешит поделиться со слушателями своими мыслями, откровениями и переживаниями. На сегодняшний день в творческом портфеле Игоря Яковлевича находится 41 опус. В основном это инструментальные сочинения. Особо хочется выделить те произведения, в которых композитор использует необычные сочетания тембров: Andante для альтовой флейты и альта (ор. 10), вокальный цикл «Четыре песни» для альта и меццо-сопрано на рубаи О. Хайяма (ор. 5).
Произведения И. Флейшера характеризует яркая образность, которая сочетается со знанием специфики каждого инструмента, его тембровых и технических возможностей. К примеру, раскрывая индивидуальность, глубину и драматическую сущность альтового звучания, композитор часто обращается к старинным жанрам, в природе которых имманентно заключено духовное, философское начало. Это качество присуще таким сольным полифоническим сочинениям, как «Прелюдия и Сицилиана» (ор. 3), Фолия» (ор. 15); кантиленным «Паване» (ор. 6) и «Еврейской молитве» (ор. 14).
Сольные скрипичные сочинения в большинстве случаев отличает необычайная виртуозность, требующая от исполнителя основательной технической подготовки. Не случайно такие произведения, как «Танец фурии» для скрипки соло (ор. 9), Скерцо для скрипки и фортепиано (ор. 22) были включены в качестве обязательных в программу Четвертого (2004) и Пятого (2007) международных конкурсов скрипачей, проводимых под председательством Народного артиста РФ, профессора З.Н. Брона (г. Новосибирск).
Обязательными на различных международных конкурсах являются также альтовые Каприсы № 1, 2 «Игра воды» (ор. 7), Каприс № 3 (ор. 19), «Прелюдия и Сицилиана» и концерт для альта с оркестром (ор. 24). О последнем произведении хочется сказать отдельно. Законченный в 2005 году, альтовый концерт посвящен заслуженному деятелю искусств РФ, профессору Новосибирской консерватории Ю.Н. Мазченко. По признанию композитора, он долгое время стремился к крупной форме, но останавливался по ряду причин. Однако новосибирский коллега поддержал Игоря Яковлевича, сказав, «так, как у вас, не получится ни у кого!». В итоге родилось двухчастное сочинение для альта и большого симфонического оркестра, в финале которого включается орган. Оригинальный по форме и драматический по сути, концерт еще не исполнялся в аутентичном варианте, но уже звучал в переложении для альта и фортепиано на Международном фестивале-конкурсе «Надежда-2007».
Стиль И. Флейшера отличает особая экспрессивная интонация, неповторимая острота ритма, становящаяся «нервом» произведения, придающая напряженность и остроту. Образный мир сочинений довольно широк, драматическое начало сочетается с гротеском и сарказмом, философская лирика соседствует с яркими, буквально зримыми картинами. В этом отношении показательно, что большое количество сочинений имеют авторские заголовки: «Три женских портрета» для альта и фортепиано (ор. 12), «Море» для альта соло (ор. 17), сюита «Дымковские игрушки» для балалайки соло (ор. 27), «Мерцающие звезды» для скрипки соло (ор. 37) и др. В 2006 году появилось два цикла для начинающих скрипачей «Детский альбом» (ор. 30) и «Сказочные картинки» (ор. 31), в которых различные технические приемы, способствующие развитию навыков игры на инструменте, становятся средством воссоздания ярких и знакомых каждому малышу героев любимых сказок.
Композиторское письмо Игоря Яковлевича характеризует сконцентрированность мысли, ясность высказывания, в результате чего композитору удаются небольшие пьесы. Его с полным правом можно называть мастером миниатюры. В то же время не менее показательными с позиций авторского стиля являются квартеты композитора, в которых он предстает знатоком и обладателем специфически ансамблевого мышления. Первый и Второй квартеты звучали на Международном конкурсе квартетов в Санкт-Петербурге (2005 г.).
Отдельную область творчества составляют альтовые транскрипции, сделанные с целью обогащения концертного и педагогического репертуара. Из наиболее значительных назовем Шесть сюит для виолончели соло И.С. Баха, экземпляр которых хранится в архиве Баховского общества (г. Лейпциг); Сюиту из балета М. де Фальи «Любовь-волшебница» для альта и фортепиано; «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера для альта и фортепиано; Литургию «Оплаканные ветром» Г. Канчели для большого симфонического оркестра и солирующего альта в переложении для двух фортепиано и альта (в соавторстве с И. Юдиным).
Наверное, можно смело говорить о том, что на сегодняшний день Игорь Флейшер является одним из самых счастливых композиторов, поскольку почти все его сочинения изданы и постоянно востребованы в исполнительской практике инструменталистов всех уровней: от начального, среднего и высшего образовательного звена до концертного. И.Я. Флейшер является членом Баховского общества. Он награжден дипломом Американского биографического института (штат Северная Каролина) за выдающиеся достижения в музыкальной сфере. Его имя внесено в каталог выдающихся людей XX века (Справочник A.B.I., том VIII).
Композитор полон творческих замыслов, открыт к сотрудничеству с исполнителями. Отрадно, что музыка И. Флейшера находит отклик у слушателя, который чувствует в ней дух современности и искренность высказывания талантливого художника.
Светлана Войткевич
ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
- ор.1 «Пять этюдов к концерту Б.Бартока» для альта соло (1982)
- ор.2 «В подражание Изаи» для альта соло (1984)
- ор.3 «Прелюдия и Сицилиана» для альта соло (1991)
- ор.4 «Граве» для альта и фортепиано (1995)
- ор.5 Вокальный цикл, «Четыре песни» для голоса и альта на рубаи
О.Хайяма (1997). - ор.6 «Павана» для альта соло (1998)
- ор.7 Каприс №1, 2 Игра воды» для альта соло (2000)
- ор.8 Квартет №1 (памяти А.Шнитке) (2000)
- ор.9 «Танец фурии» для скрипки соло (2001)
- ор.10 «Анданте» для альтовой флейты и альта (2001)
- ор.11 Квартет №2 (2002).
- ор.12 «Три женских портрета» для альта и фортепиано (2002)
- ор.13 Бурлеска для гобоя соло (2002)
- ор.14 «Еврейская молитва» для альта соло (2002)
- ор.15 Фолия для альта соло (2002)
- ор.16 Соната – Рапсодия для альта и фортепиано (2003)
- ор.17 «Море» для альта соло (2003)
- ор.18 «Утро стрелецкой казни» (по картине В.И.Сурикова) – музыка для гобоя,
ударных и струнного оркестра (2003) - ор.19 «Каприс» №3 для альта соло (2003)
- ор.20 Граве для скрипки и фортепиано (2004)
- ор.21 Дуэт для скрипки и альта (2004)
- ор.22 Скерцо для скрипки и фортепиано (2004)
- ор.22/а Скерцо для солирующей скрипки, духовых и малого барабана (2006)
- ор.23 Вокализ для хора или органа (2004)
- ор.24 Концерт для альта с оркестром (2005)
- ор.25 Новеллетта для виол д` амур и фортепиано (2005)
- ор.26 Четыре миниатюры для маримбы соло (2005)
- ор.27 Сюита «Дымковские игрушки» для балалайки соло (2005)
- ор.28 Поэма для виолончели и фортепиано (2005)
- ор.29 Концертино для альта и камерного оркестра (2005)
- ор.30 «Детский альбом» для скрипки и фортепиано (2006)
- ор.31 «Сказочные картинки» для скрипки и фортепиано (2006)
- ор.32 Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (2006)
- ор.33 Квартет №3, «Четыре темперамента» (2006)
- ор.34 Концерт для тубы и струнного оркестра (2007)
- ор.35 Сюита Ля минор для альта соло (2007)
- ор.36 Эклектические миниатюры для флейты и ударных (2007)
- ор.37 «Мерцающие звёзды» для скрипки соло (2007)
- ор.38 «Детский концерт» Ми минор для скрипки с оркестром (2007)
- ор.39 Фантазия на темы балета Ф.Амирова «Тысяча и одна ночь» для альта и
фортепиано (2007) - ор.40 Две миниатюры для фортепиано: «Старые доспехи», «Наскальный рисунок» (2007)
- ор.41 «Послание из космоса» для камерного оркестра (2007)
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.