Игорь Владимирович Юдин родился 8 апреля 1953 года в г. Цители-Цкаро (Грузия). И факт рождения именно в этом городе многое определил в его судьбе. Красота и разнообразие природы, сияющее солнце, горы и виноградные долины любимой им Кахетии, доброжелательность и открытость человеческих отношений, жизнь среди людей разных национальностей: грузин, осетинцев, русских, украинцев, немцев – вот та атмосфера естественности и гармоничности, в которой так щедро раскрываются таланты.
Начальное музыкальное образование будущий композитор получил в г. Приморске-Ахтарске Краснодарского края. Завершив обучение в ДМШ по классу аккордеона, И. Юдин в течение года готовился к поступлению на теоретическое отделение Краснодарского музыкального училища. С огромной благодарностью композитор вспоминает своего школьного педагога по музыкально-теоретическим дисциплинам К.И. Осьминькина, который сумел зажечь в нем не только любовь и преданность музыке, но и смог распознать стремление молодого человека выражать свои мысли и чувства в творчестве.
Поступив в Краснодарское музыкальное училище, И. Юдин решил серьезно заниматься композицией. Однако такого предмета в расписании студентов-теоретиков не было, и юноша сам стал искать преподавателя, чувствуя, что нуждается в профессиональных советах, рекомендациях, консультациях. Все четыре года учебы его наставником был член Союза композиторов СССР Н.М. Хлопков. Именно он первым по достоинству оценил ранние опусы молодого музыканта – фортепианный цикл «Эскизы», Два романса на стихи С. Есенина.
По окончании музыкального училища И. Юдин поступил в Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского в класс профессора Л.Б. Никольской (ученицы М. Штейнберга). С Л.Б. Никольской у И.В. Юдина сложились самые доверительные отношения; забота и требовательность профессора к своему студенту способствовали приобретению мастерства. До конца своей жизни Никольская интересовалась творческими планами ученика, искренне радовалась его успехам.
В Уральской консерватории И. Юдин получил серьёзное и глубокое образование, и прежде всего – по предметам музыкально-теоретического цикла. Среди любимых дисциплин курс инструментовки и инструментоведения, который вёл замечательный педагог и композитор, заслуженный деятель искусств России В.Д. Биберган.
Вспоминая годы учёбы в консерватории, Игорь Владимирович с особой признательностью называет имя своего педагога по фортепиано, блестящего музыканта и великолепного исполнителя П.И. Постникова (ученика Г. Нейгауза). По словам композитора, именно Постников сумел привить ему любовь к мировой фортепианной музыке.
В годы учёбы в консерватории И. Юдин создал ряд пьес для фортепиано, сонатину для фортепиано, струнный квартет, вокальный цикл на стихи зарубежных поэтов, множество миниатюр для различных инструментов. В 1982 году на государственном экзамене в консерватории в качестве дипломных работ прозвучали Симфония для большого симфонического оркестра в 2-х частях и Поэма «Зодчие» (по Д. Кедрину) для хора, солистов и камерного оркестра.
По окончании Уральской консерватории И. Юдин в течение четырёх лет работал в Северном Казахстане, преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Петропавловском музыкальном училище. В это же время он был принят в Союз композиторов СССР.
В 1986 году композитор приезжает в Красноярск и вот уже более двух десятков лет с этим городом связана его творческая судьба.
Красноярская организация Союза композиторов РФ была создана при активном содействии руководства края и Ленинградской композиторской организации во главе с А.П. Петровым (1983). Первым председателем был избран О.И. Меремкулов, затем В.Н. Сенегин (1988-1993), В.Я. Пороцкий (1993-1996), с 1997 г. – О.Л. Проститов.
По словам И. Юдина, его переезд в Красноярск не был случайным. Он давно мечтал работать в большом городе, культурном центре, общаться с профессионалами. «Любой композитор должен расти, расширять свой музыкальный диапазон», – говорит Игорь Владимирович.
Начиная с 1986 года, И. Юдин активно включается в работу Красноярской организации Союза композиторов РФ. Много времени он посвящает педагогической работе, занимаясь композицией с юными музыкантами в ДШИ. С 1993 года И. Юдин преподает в Красноярской государственной академии музыки и театра на кафедрах теории музыки и русских народных инструментов: ведет курсы чтения партитур, инструментоведения, истории оркестровых стилей. Среди учеников И. Юдина немало лауреатов и дипломантов международных, всероссийских и региональных конкурсов. Так, в 2006 году студенты Игоря Владимировича М. Гохфельд и В. Кошелев были удостоены звания дипломантов Международного конкурса композиторов им Ю. Шишакова (г. Москва).
Сам И. Юдин считает, что на сегодняшний день в его работе можно выделить два основных направления: творческо-исполнительское и педагогическое.
Творчество – процесс сложный. Это огромная, незримая внутренняя работа. Говоря о своём творчестве, композитор отмечает, что какие-то произведения рождались быстро, спонтанно, а какие-то – в трудных поисках. Ряд сочинений «выросли» из импровизаций за роялем, некоторые возникли под впечатлением прослушанной музыки, прочитанной книги.
Сегодня И. Юдин создает много музыки по заказу исполнителей. Он всегда стремится учитывать все требования и рекомендации заказчика. Зачастую, именно своим заказчикам – первым исполнителям – композитор посвящает созданные им опусы. Многие произведения написаны для преподавателей Красноярской государственной академии музыки и театра: Концерт для двух домр и оркестра русских народных инструментов (по заказу заведующего кафедрой русских народных инструментов, профессора, заслуженного артиста РФ В. Зеленого), Квартет для двух труб и двух тромбонов (по заказу С. Горового), Сюита для ансамбля русских народных инструментов (по заказу профессора, заслуженной артистки РФ Л. Вахрушевой), фортепианные Фантазия и Вариации на темы из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (по заказу Д. Приходько) и т.д.
И. Юдин считает, что он создаёт музыку демократичную, адресованную не только профессионалам: «Музыка должна быть понятна, доступна, но не примитивна».
В творческом портфеле красноярского композитора – произведения самых различных жанров и стилевой ориентации. Но для И. Юдина, прежде всего, камерно-инструментальная музыка, как никакая другая, представляет возможность высказываться с полной откровенностью. Именно жанрам камерно-инструментальной музыки композитор доверяет самые сокровенные мысли, нередко – сомнения. Здесь он экспериментирует, находит свой стиль, оттачивает музыкальный язык.
И. Юдин принадлежит к среднему поколению профессиональных композиторов. Он уверенно владеет широкой гаммой приёмов «академической» композиторской техники, но ему не чужды и приёмы, заимствованные из богатейшего арсенала техник композиции ХХ века.
Обширнейшая нотная библиотека, собрание видео и аудиозаписей, собранных Игорем Владимировичем, отразили его интересы к разным музыкальным эпохам и жанрам. Всё это, так или иначе, имело важнейшее значение для его собственного творчества, формирования музыкального мышления.
В 1989 году композитор в составе советской делегации членов Союза композиторов СССР посетил Польшу и знаменитый фестиваль современной музыки «Варшавская осень». Услышанные произведения, блестяще исполненные, произвели на И. Юдина колоссальное впечатление. «Это был настоящий праздник музыки, длящийся две недели. Исполнялись сочинения композиторов всего мира. Я видел за дирижёрским пультом В. Лютославского и К. Пендерецкого. В Польше я впервые услышал гениальный опус Г. Канчели – «Светлую печаль», – вспоминает композитор.
Незабываемые впечатления оставили в сознании Игоря Владимировича поездки в Турцию и Сирию. «Профессиональная музыка в этих странах – уникальный синтез европейского и азиатского. Считаю, что одним из самых ярких произведений в мировой музыкальной практике является Симфония №3 Ахмеда Сайгуна».
По мнению Игоря Владимировича, каждый автор имеет право обращаться к разным композиторским техникам в своих сочинениях. Так, например, свободная 12-тоновая техника представлена в его Сонате для фортепиано и Романсах на стихи Р. Тагора. Алеаторика встречается в Виолончельном концерте и во II части Квартета для струнных. Сонористику можно обнаружить в ряде симфонических и камерно-инструментальных опусах композитора.
Особый интерес представляют произведения И. Юдина, которые могут быть рассмотрены в русле новой фольклорной волны. Композитор не является сторонником метода цитирования, он свободно претворяет фольклорные ритмоинтонации в своих сочинениях, при этом отчётливо выявляет жанровую основу тематизма, связанную с русскими инструментальными наигрышами, лирической крестьянской песней, плачем, причитанием. К подобным произведениям можно отнести Концерт для двух домр и оркестра русских народных инструментов, Сюиту для ансамбля народных инструментов, которую, по мнению композитора, можно было бы назвать «Сибирь». Образный строй данного сочинения связан с впечатлениями от природы Красноярского края, а истоки музыкального языка следует искать в народной песне.
Творческий путь И. Юдина продолжается. У композитора много смелых творческих замыслов, которые, хочется надеяться, в скором времени будут реализованы.
Игорь Владимирович – человек необыкновенного обаяния, доброты, интеллекта и порядочности. Композитор глубоко переживает за судьбу музыкального искусства в сибирском регионе. «К сожалению, – говорит И. Юдин, – музыка сибирских композиторов не частая «гостья» на различных фестивалях в нашей стране и за рубежом. Хотелось бы надеяться, что ситуация изменится, наработанные творческие связи не прервутся, а музыка наших авторов по-прежнему будет интересовать исполнителей и конечно же слушателей!».
Ольга Колпецкая
[su_divider top=”no” divider_color=”#ECECEC” size=”1″]
ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Оркестровая музыка:
- Симфония № 1 (1982)
- Симфония № 2 для струнных (Симфония-концерт) (1989)
- Симфония № 3 (1998)
- Музыка для симфонического оркестра (2004)
- Симфонические вариации (1981)
- «Партита» для струнного оркестра (1990)
Инструментальные концерты:
- Концерт для виолончели с оркестром
- Концерт для флейты и камерного оркестра
- Концерт для скрипки с оркестром
- Концерт для двух четырёхструнных домр и камерного оркестра (вторая
редакция – для двух домр и оркестра русских народных инструментов)
Кантатно-ораториальные сочинения:
- «Зодчие» – поэма для хора солистов и оркестра – по поэме Д. Кедрина (1982)
Камерно-инструментальная музыка:
- Два струнных квартета
- Трио-соната для кларнета, тромбона и фортепиано
- Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны
- Квартет для двух труб и двух тромбонов
- «Музыка трёх флейт» (сюита)
Фортепианная музыка:
- Соната № 1 (Ирине Евченко)
- Соната «Фантазия» (Денису Приходько)
- Вариации на тему из оперы Мусоргского «Борис Годунов»
- Три прелюдии
- Сюита
- Десять прелюдий
- Две пьесы (Марине Визарко)
- Сонатина
- «Эскизы» (пять пьес для фортепиано)
Камерно-вокальная музыка:
- Четыре вокальных цикла:
- Два романса на стихи зарубежных поэтов (Р. Тагора и Я. Косты)
- Две эпиграммы и эпитафия для баса и фортепиано (стихи Н. Тряпкина)
- Четыре стихотворения Иосифа Бродского для баритона и фортепиано
- «Запах солнца» – вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано (стихи
К. Бальмонта)
Хоровая музыка:
- «Два сольфеджио» для хора a cappella
- Три хора на стихи Б. Пастернака
- Три хора на стихи А. Пушкина
Детская музыка:
- Миниатюры для различных инструментов в сопровождении фортепиано
- Пять пьес для фортепиано в четыре руки
- Музыка для детей и юношества – 22 пьесы для фортепиано (2007)
- «Сюита для камерного оркестра»
- «Дивертисмент» для камерного оркестра
Музыка для оркестра русских народных инструментов:
- Концерт для двух четырёхструнных домр и оркестра русских народных
инструментов (вторая редакция) - Сюита для ансамбля русских народных инструментов
- «Ноктюрн» для оркестра русских народных инструментов
- «Анданте долороза» для оркестра русских народных инструментов
- Секстет для ансамбля русских народных инструментов и фортепиано
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.