Аркадий Сергеевич Ставровский родился в 1903 году в Москве, умер в 1980 – там же. Живописец, график, монументалист, оформитель. Окончил отделение теории и истории искусств факультета общественных наук Первого Московского государственного университета (1924). Одновременно с учёбой в университете занимался живописью в различных художественных студиях, преимущественно в студии А. Лентулова. Входил в творческое объединение художников «Бытие» (1921–1929). С 1929 года был членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Занимался агитационно-массовым искусством, выполнял агитационные, просветительские и киноплакаты. В живописи, рисунках, монотипиях 1920-1930-х гг. преобладали метафорические и гротескные образы, характерные для авангардного искусства того времени. В эти годы, как и в последующие, он выступал как художник-экспрессионист. В 1938–1941 годах работал художником-оформителем на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (будущая ВДНХ). После войны выполнил ряд монументальных росписей для дворцов культуры в Тамбове и Златоусте. Произведения находятся в Нукусском художественном музее имени И. В. Савицкого, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, музейно-выставочном комплексе в Новом Иерусалиме, частных собраниях России. За свою долгую жизнь Аркадий Ставровский был очевидцем серьёзных политических потрясений и сложных коллизий в культурной жизни страны. В искусстве ломались и переосмысливались привычные формы и критерии. Это было трудное, но интересное время поисков и надежд, стремлений и разочарований. Ставровский принадлежит к поколению последователей лидеров русского авангарда Казимира Малевича, Владимира Татлина, Василия Кандинского, Любови Поповой, Марка Шагала, Павла Филонова, Аристарха Лентулова. Своим разнообразием творчество Ставровского отражает эволюцию искусства XX века в целом.
В 1920-х годах А. Ставровский служил во флоте, в 1941 году вновь был призван на военную службу, прошёл всю войну от начала до Победы в 1945 году, демобилизовался в звании старшего техника-лейтенанта. Награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью «За оборону Советского Заполярья и др. В фондах музея в Шушенском находятся две работы А. С. Ставровского со сходной композицией: живописный эскиз и графическая работа, представленная на нашей выставке. Судя по дробному заполнению формата, немного перенасыщенному колориту, наличию «лишних» деталей, живописный вариант, по которому в 1950-е автор намеревался написать картину, лежал в основе выполненного позднее графического листа «Вперёд на запад. Вехи победы». Его композиция математически точно выверена, в качестве основного, объединяющего тона использован естественный коричневатый цвет бумаги, а ключевым элементом, с помощью которого выражена идея непреклонного движения к победе, является динамичный изгиб дороги, по которой движется военная техника. Интересный приём, при котором движение танков направлено к правому нижнему углу формата приводит к тому, что зритель в выставочном зале мысленно присоединяется к группе людей слева внизу, встречающих армию освободителей.
Наталья Тригалева, искусствовед