Художники Земли Красноярской
История Красноярской организации Союза художников – это страницы летописи нескольких поколений мастеров изобразительного искусства, живущих и работающих на берегах Енисея; страницы, наполненные событиями счастливыми и драматическими, пафосом и трагедиями, героикой и размышлениями, а главное – бесконечной любовью к величественной природе, к людям этой огромной древней суровой и прекрасной земли, которая зовется Сибирью.
Что можно назвать точкой отсчета изобразительного искусства Красноярского края? Если проследить во времени историю основания Красноярска, то о появлении первых профессиональных художников можно говорить лишь начиная со второй половины XIX века. Пожалуй, первым можно назвать Николая Васильевича Гребнева (1831 – ?), человека, которого мы с благодарностью вспоминаем прежде всего, как учителя В.И.Сурикова, сыгравшего огромную роль в судьбе будущего великого живописца. Но работ выполненных непосредственно Н.В.Гребневым не сохранилось.
Становление профессионального изобразительного искусства, и мы с гордостью говорим об этом, начиналось в нашем крае с имени Василия Ивановича Сурикова. Здесь, в Красноярске выполнялись будущим великим живописцем первые детские и юношеские работы. Во время приездов на родину из Москвы, где он жил после окончания Академии художеств, Василий Иванович Суриков работал в Красноярске, в Минусинске и в других местах края над этюдами, эскизами к своим картинам, написал здесь полотно «Взятие снежного городка», создавал живописные и графические портреты земляков, пейзажи родины. Рядом с ним делал первые шаги в искусство Дмитрий Каратанов, многие молодые сибиряки, мечтающие о творчестве, видели в Сурикове яркий пример служения искусству.
А первым художником, с чьим именем непосредственно связано начало изобразительного искусства Красноярска в 1890-х годах, был Михаил Александрович Рутченко (1863 – после 1917), получивший образование в Киевской художественной школе Н.И.Мурашко. Очевидно, в конце 1980-х годов М.А.Рутченко приехал в Красноярск, где преподавал рисование в мужской гимназии, пользовался большим уважением учеников. В Красноярском краеведческом музее есть его работа «Арестант в тюремной камере» (предположительно 1892 год), написанная в традициях передвижничества.
С 1880-х, и особенно в 1890-е годы уже можно говорить о появлении в крае (в то время в Енисейской губернии) профессиональных художников, хотя многие из тех, кто был связан с изобразительным искусством, остаются неизвестными будущим поколениям, как и неизвестна судьба их творчества.
Если до В.И.Сурикова ни один красноярец не получил художественного образования, то в 1900-е годы целая плеяда молодых талантливых людей едет в столичные города учиться творчеству: Дмитрий Каратанов, Леонид Чернышев, чуть позже Ксения Матвеева, Андрей Лекаренко, в 1911 году Архип Попов сдает экзамен на звание учителя графических искусств в Академии художеств.
Первое десятилетие ХХ века для изобразительного искусства Красноярска было ознаменовано несколькими важными событиями, оказавшими большое влияние на дальнейшее развитие красноярской художественной жизни. Прежде всего, надо сказать о создании в 1905 году первого объединения красноярских художников – Товарищества художников. Товарищество возникло на волне подъема, связанного с революционными событиями 1905 года. Этот год был отмечен в Красноярске массовыми выступлениями, созданием кратковременной «Красноярской республики». Захваченные всеобщим революционным пафосом, мастера изобразительного искусства (тогда это была небольшая группа: М.Костылев, А.Шестаков, Г.Козлов, П.Владимиров) решили объединиться. Товарищество художников просуществовало недолго, оно не создавало концептуальных манифестов и не имело далеко идущих планов, но смысл этого явления велик: впервые художники объединились, чтобы решать конкретные творческие задачи: «…объединение художественных сил для развития и распространения в обществе изящных искусств. С этой целью товарищество открывает классы живописи и рисования, устраивает периодические выставки картин» – писали организаторы товарищества в уведомлении управляющему Енисейской губернии от 12 ноября 1905 года. Поэтому, говоря об истории Красноярского Союза художников, мы не должны забывать, что первое художественное объединение в Красноярске было создано более ста лет назад.
Еще одно важное для художественной жизни не только Красноярска но и Сибири в целом событие произошло в 1910 году. 27 января в Красноярске открылась первая в Сибири рисовальная школа. А проекты ее создания появились много раньше. Среди тех, кто активно участвовал в организации школы, был Василий Иванович Суриков. Роль школы настолько значительна, что без нее вообще нельзя представить развитие изобразительного искусства в Красноярске, многие выпускники ее впоследствии становились известными в Сибири и в России художниками.
Первым заведующим школы стал известный красноярский архитектор Леонид Александрович Чернышов (1875-1932). А с 1913 года заведующим Красноярской рисовальной школы вплоть до ее закрытия в 1919 году в связи с событиями Гражданской войны был В.Г.Вагнер (1880-1942). Это был профессиональный художник, окончивший училище барона Штиглица. Как пенсионер училища работал в нескольких европейских странах. Затем судьба его занесла в Красноярск. Вагнер был интересным живописцем, графиком, прекрасным педагогом, читал лекции по истории искусства.
С самого основания ведущим педагогом школы был Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, настоящий учитель, воспитавший несколько поколений сибирских художников. Истинный приверженец реалистической школы, получивший на заре своего творчества первые напутствия от В.И.Сурикова, Каратанов всю жизнь бесконечно преклонялся перед талантом своего великого земляка.
Уже в 1912 году состоялся первый выпуск, ставший ярким событием, потому что целая группа молодых людей, окончивших в том году школу, вошла в историю изобразительного искусства не только Красноярска, но и России в целом. Многие из первых выпускников стали впоследствии значительными живописцами, скульпторами, графиками, известными далеко за пределами нашего города – скульптор Г. Д. Лавров, в судьбе которого причудливо переплелись Красноярск, Париж, Москва; художник кино В.И.Ковригин; живописец и график А.В.Вощакин, много сделавший для сибирского и российского искусства; красноярские живописцы и графики А.Ф.Ефремов, К.И.Матвеева, Г.Я.Троицкий. Одним из ведущих художников Красноярского края стал выпускник 1912 года А.П.Лекаренко, впоследствии сам преподаватель школы, который играл важную роль в развитии красноярского искусства с 1920 по 1970 годы. Эти художники в предвоенные годы вели большую творческую и организаторскую работу в Красноярской творческой группе.
И сегодня, почти сто лет спустя, еще раз хочется вспомнить и осознать великую миссию скромной небольшой школы, которой годами не хватало помещений, материалов, долгими зимами тепла. Но было другое тепло, человеческое, творческое, и оно вело в маленькие классы всех, кто хотел учиться – взрослых, детей. Здесь их встречали талантливые терпеливые педагоги, им открывался прекрасный мир искусства, и школа навсегда осталась в душах всех, кто соприкоснулся с этим родником чистой преданной любви к творчеству.
Не все, кто учился в художественной школе, стали профессиональными художниками, но для большинства красноярских мастеров изобразительного искусства школа стала первой тропинкой в настоящее искусство.
Сейчас в нашем крае десятки художественных школ, школ искусства, студий детского изобразительного искусства, но суриковская школа всегда остается первой. И какие бы сложные и противоречивые времена ни наступали, школа продолжает традиции, заложенные в далеком 1910-м году с благословения нашего великого земляка.
В 1910-х годах в крае работала уже довольно значительная группа художников: Д.И.Каратанов, К.И.Матвеева, А.Г.Попов, М.Г.Костылев, А.С.Шестаков, и др. В Красноярске в эти годы нестабильно, но все же организовывались выставки, собиравшие весь творческий потенциал. Проводились и достаточно активно совместные выставки сибирских художников. В частности в г. Томске с 1908 по 1919 год ТОЛХ (Томское общество любителей художеств) организовало периодические художественные выставки, к участию в которых приглашались авторы из других городов Сибири. Красноярская группа на этих выставках была самой активной: известно участие на выставках ТОЛХ красноярцев Д.И.Каратанова, М.Г.Костылева, И.Г.Шешунова, А.С.Сергеева, А.Ф.Ефремова, А.Г.Попова, К.Г.Поляшова.
Говоря о художественной жизни Красноярска и Енисейской губернии 1900-1910-х годов, необходимо учитывать то большое влияние, которое оказывали на развитие изобразительного искусства сибирские областнические тенденции. Под воздействием идей краеведения красноярские художники в своих работах обращались к темам истории и этнографии Сибири, сами нередко были участниками исследовательских экспедиций, пример – Д.И.Каратанов, А.П.Лекаренко.
Активизация художественного процесса, начавшаяся в 1910-х годах, стала характерным явлением для последующего десятилетия во всех крупнейших городах Сибири, в том числе и в Красноярске. Отличительным моментом первых послеоктябрьских лет явился массовый приезд в сибирские города многих художников из центральных областей России, из Москвы и Петрограда. Волна миграций интеллигенции, бежавшей от Гражданской войны и голода, прокатилась по Сибири, не минуя и Красноярска. Одни художники проезжали Транссибом по всем крупным сибирским городам со своими выставками, манифестами, например, Д.Бурлюк, В.Безменов. Но большая часть художников, бежавших из России, на какое-то время оседала в сибирских городах, некоторые оставались навсегда, например, К.Ф.Вальдман приехал в 1924 году в Красноярск и уже никогда не уезжал отсюда, стал известным красноярским живописцем.
В 1918-1920-х годах в Красноярске сосредоточилась значительная группа молодых художников, творчество которых, в общем-то, не оказало заметного влияния на дальнейшее развитие художественного процесса в Красноярске, но этот период, когда вместе работали местные и приезжие художники, был для них ярким и интересным временем. Художниками в Красноярске была организована студия-коммуна, прекрасные воспоминания о которой оставил Н.М.Никонов, проживший в Красноярске три года (приводятся в книге Н.В.Лисовского «Сибирский художник Д.И.Каратанов». Красноярск, 1974). Эти воспоминания раскрывают интересный период начала 1920-х годов в художественной жизни Красноярска, незабываемое для них время, когда, художники, живя насыщенной, хотя и трудной полуголодной жизнью занимались творчеством, участвовали на выставках, собирались вместе холодными сибирскими зимами для совместной работы.
Начиная с 1920 года, активизируется выставочная деятельность, в которой принимают участие как местные, так и приезжие живописцы и графики. Красноярцы – Д.И.Каратанов, В.Л.Петраков, И.И.Ляхов, Г.Я.Троицкий, из приезжих – П.Н.Староносов, П.В.Мальков, Б.В.Иогансон, Н.М.Никонов. Тематика этих выставок, по своей сути, была продолжением всего того, что создавали художники и до революционных событий. Слишком мал и устойчив был кружок местных художников, слишком сильным было генетически впитанное преклонение перед реализмом В.И.Сурикова, слишком живы были в памяти художников воспоминания о встречах с ним, чтобы что-то резко изменять. Приезжие художники скорее вливались в существующую творческую среду, растворялись в ней, чем вносили что-то новое.
И хотя изменения в художественной жизни Красноярска в 1920-х годах происходили не столь быстрыми темпами, как в европейской части России, все же ветер перемен долетал и сюда. И внесен он был, прежде всего, не москвичами или петроградцами, а красноярскими художниками, возвратившимися в Сибирь в 1925 году после трех лет учебы во ВХУТЕМАСе – А.П.Лекаренко и А.В.Вощакиным. Они первыми задумались об объединении художников Сибири, о создании всесибирского общества мастеров изобразительного искусства. Для этого в 1925 году они едут в Новониколаевск (с 1926 года Новосибирск), где начинается работа по организации общества «Новая Сибирь» и первой всесибирской художественной выставки. А.В.Вощакин становится председателем общества «Новая Сибирь», навсегда остается в Новосибирске.
На «Первой всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры» (так официально она называлась) были представлены рисунки и акварели многих художников Красноярского края: Д.И.Каратанова, И.И.Ляхова, Г.Я.Троицкого, В.Г.Петракова, К.Ф.Вальдмана, А.Г.Заковряшина (Минусинск) и других.
Надо сказать, что работа по созданию общества «Новая Сибирь» и организация Первой всесибирской выставки всколыхнула художественную жизнь на местах. После открытия выставки стали создаваться филиалы «Новой Сибири» во многих городах, в том числе в Красноярске, в Минусинске. Художники, чьи работы были представлены на Первой всесибирской, стали более активно участвовать в выставочной деятельности у себя на местах. Более того, передвижная форма всесибирской выставки, когда она экспонировалась по городам Сибири, привлекала к участию в ней многих местных художников. Так каталог Первой всесибирской выставки 1927 года, изданный в Красноярске, где экспонировалась передвижная часть выставки, начинается с раздела «Каталог работ группы красноярских художников». Здесь указаны работы и участников новосибирской выставки и тех, кто присоединился к ней в Красноярске (А.Г.Попов, А.Ф.Ефремов). Общество «Новая Сибирь» и его филиалы в городах Сибири просуществовали до 1931 года. Постановлением президиума Крайрабсиба и Сибискусства общество было ликвидировано. Художникам было предложено проработать установки центральных объединений и как ответ на эту установку в начале 1932 года в Красноярске был создан филиал РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), просуществовавший два месяца. 23 апреля вышло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Все объединения и группировки были ликвидированы и создан единый Союз советских художников.
В 1933 году в Иркутске прошла конференция художников Восточно-Сибирского края, в который в тот период входил Красноярск. В конференции участвовали красноярцы А.С.Шестаков, А.Н.Васильев, И.И.Ляхов, Д.И.Каратанов. Но в 1934 году Восточно-Сибирский край был реорганизован, 7 декабря 1934 года был образован Красноярский край, и в жизни красноярских художников начался новый период.
В 1935 году состоялось первое собрание красноярских художников, на котором было принято решение о создании краевого отделения Союза художников СССР. Был намечен обширный план работы по проведению выставок, выявлению художественных сил края, по организации учебы талантливой молодежи. Председателем городского комитета Союза художников (название условно, так как союза как такового еще не было) была избрана К.И.Матвеева.
В доме Суриковых начала работу студия повышения профессионального мастерства красноярских художников. В 1939 году состоялась краевая конференция художников, накануне которой в фойе театра им. Пушкина (где часто проходили художественные выставки, так как своего выставочного помещения у художников не было) разместилась экспозиция краевой художественной выставки. На ней показал свои исторические полотна Каратанов «Похороны рабочего Чальникова», портрет Ленина в годы сибирской ссылки, «Постройка Красноярского острога», «Красноярский бунт».
Официально красноярская организация была утверждена и зарегистрирована в Москве как Красноярское краевое отделение Союза советских художников (ССХ) в апреле 1940 года. Первым председателем стал Андрей Сергеевич Шестаков, но время его руководства было недолгим, в начале 1941 года, находясь в творческой командировке в одном из колхозов края, он умер. Красноярский союз художников тогда был небольшим, но дружным, он объединял в основном творческую молодежь, кроме нескольких представителей старшего поколения (Д.И.Каратанова, А.П.Лекаренко, А.С.Шестакова К.И.Матвеевой). Среди тех, кто стал первыми членами Красноярской организации СХ РСФСР были И.И.Наливайко, М.Н.Мишарин, Г.Е.Попов, А.Я.Климанов, Я.С.Еселевич, Е.С.Кобытев, Т.А.Мирошкина, В.Л.Петраков, А.Н.Васильев.
В этом же 1940 году было создано всесоюзное объединение «Всекохудожник» (всесоюзная кооперация художников), ставшая как бы первой моделью Художественного фонда. В Красноярске в сентябре 1940 года было создано товарищество «Художник» как красноярский филиал «Всекохудожника», которое выполняло при Красноярской организации ССХ роль художественного фонда: оформляло заказы, занималось заготовкой материалов, содержанием мастерских и т.д. Далеко не все художники, работающие в товариществе, становились членами ССХ, так на 1 января 1948 года в товариществе «Художник» числилось 47 художников, а творческая организация насчитывала около 20 человек. В 1953 году, когда был создан Художественный фонд РСФСР, товарищество «Художник» было преобразовано в Красноярский художественный фонд.
1941 год начался с больших планов творческой организации: предполагалась серьезная выставочная работа, многие художники разъехались в командировки по краю.
Но наступил трагический июнь 1941 года. Страна встала на военные рельсы. Художники Красноярска вместе со всем народом отдавали свои силы, свое мастерство фронту. Многие мастера изобразительного искусства вынуждены были сменить кисть живописца, резец скульптора, карандаш графика на винтовку. Война разбросала наших художников по разным фронтам, направлениям. Все четыре военных года не снимали шинели Я.С.Еселевич, В.И.Мешков, М.Ф.Гладунов, И.А.Фирер. Пленником фашистского концлагеря «Хорольская яма» был Е.С.Кобытев, он бежал, снова встал в строй, победителем вошел в Германию. Капитан, командир пулеметной роты М.Мишарин три года был на передовой линии, дошел до Пруссии, был ранен, получил тяжелые увечья. А.Климанов участвовал в обороне Москвы, был тяжело ранен. Не вернулся с фронта Г.Е.Попов – в 1942 году с тяжелым ранением попал в госпиталь, дальнейшая судьба его неизвестна. С.Е.Якшин, В.А.Назаров воевали под Сталинградом, В.М.Новоселов был участником Сталинградской битвы. С.Н.Михалев, А.А.Топоев участвовали в форсировании Днепра, А.Ф.Калинин, А.М.Ткачев, С.Н.Михалев, Ю.И.Худоногов, Н.В.Свалов вошли с нашими войсками в Европу, освобождали Румынию, Польшу, Чехию, Германию. А.Г.Поздееву и М.Ф.Гладунову довелось завершать войну на Дальнем Востоке. Бойцы получали ранения и вновь вставали в строй. А те, кто после тяжелых ранений были демобилизованы (А.Х.Абдрахимов, А.Я.Климанов, М.Н.Мишарин, В.А.Назаров) вновь возвращались в Красноярск, брали кисть и карандаш в отвыкшие от мирной работы руки.
Но даже в огне войны художники не расставались с любимым занятием: в редкие свободные минуты делали краткие наброски боевых сцен, рисовали своих товарищей. Нам даже трудно представить как, когда, в каких условиях делались эти зарисовки, но как дороги они сейчас! Часть из этих работ публиковалась во фронтовой прессе, а многие листы и сегодня бережно сохраняются самими авторами или их близкими. Я.Еселевич в годы войны находился в стрелковой дивизии, защищавшей Ленинград, был художником в дивизионной газете «В атаку», сделал за это время для газеты более 300 рисунков и линогравюр, выполнял плакаты «Вперед за Ленинград!», «Ни шагу назад!», «Отомсти, боец!» и многие другие. Б.Ряузов служил артиллеристом-разведчиком в 19-м Гвардейском Сибирском стрелковом корпусе. Он привез с войны чемодан набросков, зарисовок, живописных этюдов. Эти листы совсем недавно вдова Бориса Яковлевича Нина Васильевна Ряузова передала в созданный музей художника. Б.Ряузов сражался в одном соединении, с Александром Матросовым и первым по маленькой фотографии выполнил его графический портрет. «Дорогие друзья-художники! В нашем соединении – событие, которое потрясло всех. Боец А.Матросов у деревни Чернушки закрыл грудью дзот противника. Сообщили об этом по полевому телефону. Вот как бывает. Сквозь лишения и героизм, пули и смерть – к свету Победы! Все равно одолеем мы!… По заданию командования нарисовал портрет героя. Делал это с фотографии размером 3х4 см. Передали мне из личных вещей… 23.02.1943» (Из письма Б.Я.Ряузова красноярским художникам).
Привезли с войны множество набросков и зарисовок М.Ф.Гладунов, А.А.Партизпанян. И эти пожелтевшие листки, когда художники впоследствии представляли их на выставках, посвященных Победе, были не менее значимы и весомы, чем серьезные тематические полотна на тему войны.
Нелегко было и тем, кто оставался в тылу. В это время в Красноярск были эвакуированы из центральных городов и районов России многие живописцы и графики, которые влились в красноярскую организацию художников и вместе с сибиряками продолжали творческую работу. Среди них: З.В.Волковинская, К.Ф.Давыдов, К.С.Качанов, С.А.Кириченко, Б.А.Коваленко, Г.Я.Комар, З.Л.Криштул, Ф.И.Марьясов, И.С.Назаров, А.Н.Павлов, П.М.Ульянов, В.В.Федотов.
Важно, что в это тяжелое время не замерла выставочная деятельность. За годы войны в Красноярске проводились две выставки в 1942, две в 1943, в 1944 годах, кроме того, красноярские художники участвовали на межобластной выставке в Новосибирске «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны», организованной «Всекохудожником». На выставках принимали участие и местные художники, и те, кто приехал сюда в годы войны. Надо сказать, что эти экспозиции вызывали большой интерес. В выставочные залы ходили зрители, в газетах делались не просто информации, а большие подробные обзоры этих выставок. Наряду с живописью и рисунками на военную тематику экспонировались, как и в предвоенные годы, пейзажи, портреты, бытовые зарисовки. Впервые в годы войны на выставках прозвучало имя Р.К.Руйги, выступавшего с иллюстрациями и станковыми листами. Война не могла заглушить ни любви, ни мечты о прекрасном, наоборот, еще задушевнее становились работы художников, когда они воспевали светлые чувства, неповторимую природу.
Именно в годы войны А.П.Лекаренко начал создавать свой исторический цикл «Сибирская старина», в котором воспоминания о старом Красноярске поэтизировались автором и превращались в его произведениях в сказочно красивые сибирские города. Это была сказка, такая нужная измученным войной детям, женщинам, старикам – всем, кто оставался в тылу и непосильным трудом помогал приближать Победу.
Но создание творческих произведение было лишь малой частью труда художников в эти тяжелые годы. Разнообразной, нелегкой работы было очень много. Определяющим видом искусства в годы Великой Отечественной, как это было и в годы Гражданской войны, становится плакат. Художники работали в «Окнах ТАСС» – своего рода преемнике знаменитых «Окон Роста» 1918-1920-х годов. В работе над плакатами к «Окнам ТАСС» привлекались все члены товарищества «Художник», все без исключения, кто мог держать в руках кисть – зрелые и молодые, только начинающие творческий путь живописцы и графики. Но разработкой эскизов этих плакатов занимались наиболее опытные художники: А.П.Лекаренко, Н.И.Заяц, Т.А.Мирошкина, П.С.Ермолаев, Г.П.Ермолаева, К.Ф.Вальдман, до отъезда на фронт Б.Я.Ряузов, Я.С.Еселевич. Вот строчки из протокола правления товарищества «Художник», которое проходило обычно совместно с Красноярской организацией ССХ, от 11 сентября 1943 года: «…Аккуратно и своевременно (каждый понедельник) изготовлять очередной эскиз для «Окон ТАСС», утвержденный в соответствующих учреждениях. Эскизы должны быть просты, лаконичны и убедительны. Они должны быть приспособлены к печатанию по трафарету, т.е. основаны на пятнах без контуров». Эскизы создавались по сообщениям сводок Совинформбюро, а также на наиболее злободневные моменты военного времени: «Фронту нужен хлеб», «Снаряды фронту», «Больше хлеба – ближе победа», «Как зеницу ока храните зерно» и другие. Плакаты «Окон ТАСС» появлялись в витринах магазинов, возле кинотеатров, на стенах домов. Более сотни сюжетов «Окон ТАСС» было выполнено за годы войны – это огромное количество, если учесть, что каждый эскиз тут же тиражировался и выставлялся в разных районах города. Это был титанический труд – ежедневно делать десятки щитов с плакатами, но каждый день жители Красноярска несмотря ни на что видели новые плакаты, которые помогали вселять уверенность в неизбежной победе.
«Окна ТАСС» были наиболее важной, но далеко не единственной формой агитационно-массовой работы, выполняемой художниками. Приходилось оформлять воинские эшелоны, проходящие через Красноярск, госпитали, агитпункты, проводилась большая шефская работа (передвижные выставки в госпиталях, встречи с бойцами), создавались листовки, рисунки, посвященные положению на фронтах, героической работе в тылу, подвигам участников грозовых событий. При Союзе художников была открыта изостудия, занятия в которой вел П.С.Ермолаев, и невзирая ни на что, желающих заниматься изобразительным искусством приходило много.
И еще один вид творческой деятельности в годы войны стал массовым, являлся действенной формой работы, ему придавалось большое значение – это издание открыток, в которых репродуцировались наиболее популярные художественные произведения, отражающие тематику военного времени. Открытки издавались местным издательством большими по тем временам тиражами. Газета «Красноярский рабочий» от 28 октября 1942 года в обзоре художественной выставки писала: «Лучшие произведения художников, отражающие борьбу советского народа, отобраны для массовой продукции. Гравировал репродукции А.Н.Павлов». И в 1943 году в газете «Красноярский рабочий» от 1 декабря почти весь «подвал» на последней странице посвящен обзорной статье Л.Явича под названием «Героический тыл – фронту. Выставка картин художников Красноярского края». Автор подробно пишет о живописи, рассматривает графические работы художников – А.Н.Павлова и В.В.Федотова. Причем главный акцент делался на серии открыток, представленных на выставке: «Прекрасное впечатление производят работы художника-гравера А.Н.Павлова. Он совместно с В.В.Федотовым работал над серией открыток на важнейшие темы нашей действительности. Кроме того, он переводит работу художников-сибиряков на язык гравюры… На выставке нашла свое место серия открыток, сделанных В.В.Федотовым по заданию Воениздата и Союза советских художников. Открытки посвящены учреждению орденов Кутузова, Александра Невского, Суворова. Параллельно с этим экспонирована серия «Смерть немецким захватчикам»… Работы исполнены тушью и акварелью, с учетом гравюры и производства».
Искусство войны осталось в своем времени. Мы очень мало знаем живописных и графических работ красноярских художников того тяжелого периода. Но тогда, в грозные годы Великой Отечественной художники все свои силы, весь свой талант отдавали стране. Порой в ущерб своему творчеству честно и в кратчайшие сроки выполняли сложные заказы. Кисть и карандаш были оружием, собственные устремления и планы были почти забыты на все четыре долгих года.
И лишь когда грянули залпы Победы, постепенно, медленно жизнь возвращалась в свою колею. Красноярский союз художников тоже обретал силы. После окончания войны разъехались в родные края художники, эвакуированные в Красноярск из центральных областей страны, а сюда стали возвращаться красноярские художники-фронтовики, исполненные желания вновь заняться творчеством. Не было материалов, мастерских, вместе со всем народом художники переживали голод, все тяжести послевоенного времени, а в душах цвела весна – позади война, впереди любимое дело. Художники едут в творческие командировки, работают по всему краю, создают яркие полотна и графические листы. В разные годы в Красноярск приезжали художники-фронтовики из других мест, оседали здесь, вливались в местную творческую организацию: В.С.Павленко, А.Ф.Калинин, И.А.Фирер, А.А.Партизпанян, С.Н.Михалев. Многие бывшие фронтовики пошли учиться в художественные училища и вузы страны: Ю.И.Худоногов – в Ленинградское художественное училище, В.А.Назаров – в Иркутское, А.Ф.Калинин – в Свердловское, И.А.Фирер – в Казахское театрально-художественное училище, А.А.Топоев – в институт им И.Е.Репина, А.М.Ткачев – в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, С.Е.Якшин – в МХУ памяти 1905 года. Начинался новый яркий период творческой жизни.
Вернувшиеся с фронта Б.Я.Ряузов, М.Н.Мишарин, Ю.И.Худоногов, Я.С.Еселевич, В.И.Мешков, А.Я.Климанов; молодое поколение – Т.В.Ряннель, Р.К.Руйга, А.Г.Поздеев и другие, с первых же послевоенных лет сумели прославить искусство края на всесоюзных выставках, создавали живописные полотна и графические листы, вошедшие в золотой фонд искусства страны. Уже на первой республиканской послевоенной выставке экспонировались работы красноярцев Р.К.Руйги, А.П.Лекаренко, Д.И.Каратанова, К.Ф.Вальдмана.
Для молодого Красноярского Союза художников период, начиная со второй половины 1940-х и до 1960-х годов, явился периодом взлета, временем осознания красоты и величия края, временем необыкновенно мощного развития сибирского пейзажа, впоследствии с полным основанием названным красноярской школой пейзажа. В Красноярском крае в это время работала сильная, самая сильная за Уралом организация Союза художников РСФСР. Ее основу составляли Б.Я.Ряузов, Т.В.Ряннель, Ю.И.Худоногов, В.И.Мешков, Р.К.Руйга, Е.С.Кобытев в Красноярске, А.Ф.Калинин в Абакане и многие молодые талантливые мастера изобразительного искусства, чьи имена зазвучали уже через 4-5 лет – А.Г.Поздеев, Н.С.Сальников, В.А.Сергин, Н.Я.Ряузов. Блестящие монументальные полотна саянской серии А.П.Лекаренко, «Туруханская серия» Б.Я.Ряузова, «Горные кедры» Т.В.Ряннеля, прославляющие могучую и вольную Сибирь, хакасские пейзажи Ю.И.Худоногова, ставшие самобытным и ярким явлением в искусстве России, серия линогравюр «По Эвенкии» и «По Таймыру» В.И.Мешкова, мощные графические композиции Р.К.Руйги – все эти работы являли гордость и славу искусства Красноярска. В конце 1950-х годов из Ленинграда приехали скульпторы Ю.П.Ишханов и В.А.Зеленов, давшие импульс развитию скульптуры в крае. Чуть позже после окончания Ленинградских художественных учебных заведений в Красноярск приехали С.Е.Орлов, А.М.Знак, положившие начало подлинному развитию портрета и тематической картины.
Каждая краевая выставка представляла новые яркие работы, новые имена молодых живописцев, графиков, скульпторов. Все эти мастера долгие десятилетия составляли основное ядро Красноярского Союза художников, блестяще выступая на самых престижных выставках, создавая полотна, графические листы и скульптуры, которые и сейчас, спустя десятилетия не потерялись во времени.
Конец 1940-х – начало 1960-х годов отмечены для Красноярского Союза художников и для всей культурной ситуации в Красноярском крае целым рядом знаменательных явлений.
Прежде всего, надо сказать о праздновании в 1948 году столетнего юбилея В.И.Сурикова. В доме, где родился Василий Иванович, был открыт его мемориальный музей. На открытие приезжали родственники великого художника – его дочь Ольга Васильевна с мужем Петром Петровичем Кончаловским. Союз художников принимал в организации юбилея самое горячее участие – проводил вечер памяти; И.М.Давыденко, единственным тогда искусствоведом, был подготовлен серьезный доклад, опубликована брошюра, посвященная творчеству В.И.Сурикова; в честь суриковского юбилея была организована краевая выставка, на которой экспонировались многие работы красноярских художников, в частности именно там К.И.Матвеева впервые представила свое полотно «Красноярск времен детства Сурикова» – одну из лучших по тем временам исторических картин.
В 1958 году произошло сразу несколько важных для жизни Союза художников и в целом для Красноярска моментов: во-первых, 1 мая 1958 года свершилось долгожданное в городе событие – на правом берегу в людном районе по проспекту им газеты «Красноярский рабочий» была торжественно открыта Красноярская художественная галерея – первый настоящий выставочный зал. До этого времени большой стремительно растущий сибирский город не имел ни одного выставочного зала, выставки современного искусства проходили в разных местах, например в Доме учителя, в фойе театра А.С.Пушкина.
Но Красноярская художественная галерея, фонды которой первоначально насчитывали 630 произведений русских художников, переданных из Красноярского краеведческого музея, в том числе 63 работы В.И.Сурикова, демонстрировала, прежде всего, постоянную экспозицию. Для показа выставок красноярских художников нужны были свои собственные залы. В этом же году эти залы появились – было закончено строительство Дома художника по пр. Мира, 56 с творческими студиями, помещениями Союза художников, а главное, с выставочными залами, в которых и сегодня размещаются все самые значительные экспозиции краевой творческой организации.
И еще одно событие, сыгравшее огромную роль для дальнейшего развития творческих сил Красноярской организации Союза художников, произошло в 1958 году: впервые открыло свои двери для будущих художников Красноярское художественное училище им. В.И.Сурикова – в Красноярске появилось среднее звено художественного образования. В 1963 году состоялся первый выпуск, и с этого времени училище ежегодно выпускает десятки талантливых интересных художников. В.Ф.Капелько, Г.Г.Горенский, С.Ф.Туров, Б.Н.Молчанов, В.И.Кудринский, Н.И.Рыбаков, Л.П.Иванова, А.А.Довнар, В.А.Пилипчук, В.Б.Росляков, В.П.Белинский, Ю.Д.Деев, И.С.Данилов, С.С.Афанасьев и многие, многие другие живописцы, графики, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства 1960-1970-х годов после окончания художественного училища вливались в Красноярскую организацию СХ РСФСР, этот процесс идет и сейчас.
Нельзя не сказать о таком явлении в российском, а значит и в красноярском искусстве, как организация в 1960-х годах региональных выставок (тогда они назывались зональными) по 10 крупным регионам России. Красноярск и еще 7 сибирских территорий входили в зону «Сибирь социалистическая» (с 1990-х годов – «Сибирь»). Начиная с 1964 года в каждом из сибирских городов проходил огромный региональный смотр сибирского изобразительного искусства. К чести Красноярского Союза художников, наш край всегда был представлен сильными работами, выделяющимися на этих выставках самобытностью. Три раза региональные выставки проходили в Красноярске – в 1969, 1991, 1998 годах. Правлению Красноярской организации приходилось проделывать огромную, почти непосильную подготовительную работу к этим выставкам (особенно к двум последним, когда все изменилось в нашем государстве), но уровень этих выставок все три раза оставался очень серьезным.
Этот период отмечен в искусстве нашего края как время создания произведений, посвященных великим сибирским стройкам и покорению севера. Художники были увлечены, как и вся творческая интеллигенция, освоением Сибири и строительством на ее просторах промышленных и энергетических гигантов, они с головой окунались в романтику великих строек. Они появлялись с первыми строителями дороги Абакан-Тайшет, с палаточными городками при закладке Красноярской ГЭС и строительстве юного Дивногорска, с первыми бурильщиками на Саяно-Шушенской ГЭС. Мастера изобразительного искусства работали горячо, увлеченно, создавая живописные полотна, графические серии. И сейчас подкупают своей искренностью акварели Т.В.Ряннеля, живопись и графика С.Е.Орлова, офорты Е.А.Шепелевича, рисованные композиции Р.К.Руйги, гравюры Н.С.Сальникова. Художники воспевали прекрасную природу и могучих в своих деяниях людей. Лишь спустя годы стало понятно, что покорение природы обернулось ее разрушением, а тогда, романтика освоения, пафос величия труда воспевались художниками с искренним восторгом.
1980-е годы для изобразительного искусства Красноярска стали временем больших позитивных перемен. Был создан Красноярский государственный художественный институт, первым ректором которого стал известный российский график В. Н. Петров-Камчатский. С 1996 года институт возглавляет А.А.Покровский. С открытием в Красноярске государственного художественного института в наш город стали приезжать художники после окончания художественных вузов Москвы, Ленинграда, Минска (А.А.Покровский, А.А.Клюев, В.Н.Бычинский, В.Н.Одношивкин, А.Я.Мигас, А.Д.Давыдов, Б.И.Мусат, С.С.Ливак, В.М.Харламов, В.И.Переятенец и многие другие). Союз художников пополнялся мастерами разных видов искусства, разных творческих манер. Это значительно отразилось на выставочной деятельности.
С 1991 года из состава Красноярского края вышла Хакасия, отделились и хакасские художники, создав самостоятельную организацию Союза художников России. Но в Красноярскую организацию входят художники северного региона – Норильска, Дудинки, Диксона, городов Красноярского края – Ачинска, Канска, Дивногорска, Минусинска, Сосновоборска, Енисейска, Лесосибирска.
В 1987 году в Красноярске было создано отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств и при нем открыты творческие мастерские живописи (бессменный руководитель А.П.Левитин), скульптуры (руководитель до 1993 года Л.Н.Головницкий, с 1994 года Ю.П.Ишханов) и графики (первый руководитель до 1993 года – В.Н.Петров-Камчатский, затем Л.Н.Воронков до 2003 года, с 2003 года – Г.С.Паштов). Многие выпускники художественных вузов, и, прежде всего, Красноярского художественного института завершали в творческих мастерских художественное образование – А.А.Покровский, В.П.Теплов, Г.С.Паштов, А.И.Волокитин, С.П.Горбатко, Н.В.Мурина, Е.А.Краснова, О.В.Гринев, В.П.Барткевич, К.С.Войнов, Л.В.Войнова-Чибис, А.Е.Ткачук, С.В.Форостовский, В.И.Рогачев и многие другие.
Значительно изменились выставки 1980-1990-х годов не только по количественному составу (Красноярский союз художников ежегодно пополняется десятками имен), но и в качественном отношении: разнообразие жанров, творческих манер, индивидуальностей стали характерным явлением выставок этого периода.
1990-е годы – время яркого развития декоративно-прикладного искусства, которое в Красноярске до этого периода стабильно не развивалось за исключением творчества нескольких отдельных мастеров. Связано это в первую очередь с открытием кафедры керамики в Красноярском государственном художественном институте. На всех региональных выставках этих лет красноярская керамика ярко выделялась.
Очень многое в организации творческого процесса зависит от правления Союза художников и в первую очередь от его председателя. Всегда, во все периоды существования Красноярского союза художников в правление выбирались наиболее уважаемые люди. За шестьдесят пять лет существования творческой организации в Красноярском крае председателям вместе с правлением приходилось решать многие сложные, подчас неразрешимые вопросы жизни красноярских художников: на долю первого председателя А.С.Шестакова пришелся непростой организационный период творческого Союза. Все труднейшие военные годы председателем правления был И.И.Наливайко. Военная обстановка заставляла решать вопросы не только творческие, а в основном те, которые касались жизни художников: дрова, хлеб, прием и устройство эвакуированных художников из центральных областей России, бесперебойный выпуск «Окон ТАСС», организация шефской работы, связи с художниками-фронтовиками, помощь их семьям в Красноярске, тяжелые минуты получения похоронок.
В послевоенные годы председатели правления Р.К.Руйга, Б.Я.Ряузов, Ю.И.Худоногов, Я.С.Еселевич, В.И.Мешков, В.Т.Башмаков свою задачу видели в сплочении коллектива художников, огромное внимание уделялось выставочной деятельности, когда имена красноярских живописцев и графиков зазвучали на республиканских, всесоюзных, международных выставках, стали появляться первые издания, посвященные нашим мастерам изобразительного искусства – альбомы, буклеты, каталоги. Очень много сделал для Красноярской организации художников в годы своего руководства правлением Ю.П.Ишханов: союз получал новые, удобные мастерские, организовывались поездки в Дома творчества, красноярские живописцы, графики и скульпторы участвовали во всесоюзных творческих группах.
В 1980-1990-е годы на протяжении 16 лет председателем правления был А.П.Золотухин. Это был достаточно сложный период, когда катаклизмы, происходившие в стране, наложили свой отпечаток и на изобразительное искусство, и на жизнь творческих союзов. Изменилось все – взаимоотношение творческого союза и государства, выставочная деятельность, все, что до этого казалось прочным и незыблемым, все пришло в движение, потеряло свою устойчивость. Изменились ориентиры, цели, критерии. В этих условиях Красноярскому союзу художников надо было выжить. Эти же проблемы стоят и сейчас перед правлением, возглавляемым С.Е.Ануфриевым.
Несмотря на финансовые трудности, в которых оказались все творческие Союзы России, в том числе и Красноярский Союз художников, постоянно проводятся краевые художественные выставки, молодежные, тематические, групповые, юбилейные. Издаются каталоги, альбомы. В крае увеличилось количество выставочных залов как государственных, так и коммерческих.
То есть, художественная жизнь не только не замирает, а наоборот, несмотря ни на что становится все более напряженной. Достаточно побывать на вернисажах, чтобы убедиться в этом. Выставочные залы не вмещают всех желающих попасть на открытие той или иной выставки.
Сегодня Красноярская региональная организация ВТОО «Союз художников России» (официальное название Красноярской творческой организации художников) – самый большой по Сибири и Дальнему Востоку Союз художников, который насчитывает в своих рядах более 200 мастеров изобразительного искусства: живописцев, графиков, скульпторов, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров и проектировщиков, художников театра, искусствоведов. Кроме того, при Союзе существует большая молодежная секция и значительное число творчески активных участников краевых выставок, не являющихся официально членами Союза художников.
Сегодняшний день – это десятки молодых художников, получивших серьезное образование не только в столичных вузах, но, прежде всего, здесь, в Красноярске, где в единственном городе за Уралом существует полный цикл художественного образования от художественных школ, которых по краю насчитывается несколько десятков, до творческих мастерских Российской академии художеств. Сегодняшний день – это мастерские для молодых талантов, открытые при Красноярском государственном художественном институте и молодая студия ксилографии, единственная в стране.
Сегодняшний день формирует будущее творческого союза Красноярска. Поступательное движение остановить невозможно. Дальше будет новый этап в развитии красноярского искусства, зазвучат имена новых художников, которым продолжать искусство края в наступившем тысячелетии. Но мы должны помнить имена тех, кто начал и достойно продолжает развитие изобразительного искусства на берегах Енисея.
Татьяна Михайловна Ломанова, заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения