Художник – оформитель, художник – график, профессор кафедры «Дизайн» института Архитектуры и дизайна СФУ.
[su_divider top=”no” divider_color=”#ECECEC” size=”1″]
«Кто он, Александр Сорокин, график, живописец, скульптор, прикладник, архитектор, педагог?»
Александр Сорокин родился в городе Красноярске в 1961 году в семье советского инженера – Сорокина Виктора Сергеевича, работавшего в области ракетостроения и Сорокиной Людмилы Александровны – врача, девичья фамилия Вершинская.
Предки Александра были казаки, пришедшие с Дубенским осваивать Сибирь и переселенцы после Столыпинской реформы из Белоруссии, Украины и Польши. Они воевали, сеяли хлеб, работали на шахтах, растили детей, строили города, сидели в лагерях…
1961 год – это время в СССР первого полета в космос Юрия Гагарина, перекрытия Енисея и строительство самой мощной по тем временам ГЭС, научных открытий, расцвета советского искусства – время «оттепели», время веры и надежд в будущее. Как все дети этого времени Саша ходил в ясли, в садик, в школу занимался в кружках, спортом. Был октябренком, пионером, комсомольцем, ездил в пионерские лагеря.
По отцовской, и по материнской линии были профессиональные художники – дядька отца, погибший во время Великой Отечественной войны и троюродный брат матери Назаров Василий Андреанович, закончивший Иркутское художественное училище. Да и отец Александра хорошо рисует и пишет красками, он окончил художественную школу им. В.И. Сурикова в городе Красноярске, куда он привел сына по его просьбе в 11 лет.
Первыми учителями у Саши, которые заложили фундамент основ художественного ремесла, были художники-педагоги Дударев Юрий Александрович и Янов Виталий Федорович, научившие его основам рисунка, живописи, композиции, скульптуры, керамики, истории искусств. В дальнейшем они вместе преподавали в школе, делили мастерскую, ездили на этюды, вели долгие дружеские беседы об искусстве. «Я до сих пор помню, как Янов учил нас затачивать карандаши, нарезать бумагу и работать акварельными красками, а когда мы опаздывали, он шутил: «у трамвая колесо спустило, автобус с рельс сошёл?» Юрий Александрович с таким увлечением рассказывал об истории искусств, что те знания, которые он заложил нам в школе, помогали и в училище, и в институте».
А потом учеба в военном училище, служба в армии, учеба на архитектуре, работа на заводе. Прошло 6 лет после школы, и судьба снова ведёт его по дороге искусства. Он, бросив два высших учебных заведения, поступает в художественное училище. «Сказать, что это время прошло зря, нет. Это было время становления меня как человека, приобретения жизненного опыта, время ошибок, горя и радости, любви и счастья, поисков и мечтаний, восхищения и разочарования…»
В художественном училище им. В.И. Сурикова города Красноярска Александр встречает человека, который стал для него путевой звездой в огромный, как вселенная, мире искусства, своего Учителя Прохорова Юрия Ивановича. Юрий Иванович не только научил его мастерству, но и воспитал как художника, как педагога, привил любовь к композиции, без которой Александр себя не представляет. «Юрий Иванович сделал, а точнее сказать, слепил из меня художника. Когда мы познакомились, я был категоричным молодым человеком, мне казалось, что этот мир создан для меня, но все было иначе, Земля не крутилась вокруг меня, а багажа школы и «брошенных университетов» просто не хватало. Долгие годы занятий со мной дали результат – из молодого саженца выросло дерево, приносящее плоды. Когда он ушёл в мир иной, то часть меня ушла с ним, а часть его осталась во мне. Слова учителя «служить искусству, а не служить искусством» стали девизом моего творчества и жизни».
После окончания училища Прохоров советует своему ученику готовиться и поступать в институт. Только с третьей попытки он поступает в художественный институт, Академический факультет, специальность Графика. К этому времени Художественный институт становится самостоятельным, выйдя из института Искусств. Его возглавил московский художник, профессор Петров-Камчатский. Встреча и общение с Виталием Натановичем Петровым-Камчатским сыграла в жизни Александра решающую роль в поступлении в институт на станковую графику. В дальнейшем Виталий Натанович открывал ему секреты мастерства литографии и композиции в эстампе.
«Я удивлялся тем натюрмортам, которые ставил нам Виталий Натанович на литографии, а точнее предметному их миру – это были куски пенопласта, проволоки, странной формы бутылки, куски газет…, но когда мы, студенты делали картоны – эскизы в натуральную величину, то было все в них гармонично, не говоря уже об оттисках с камней». «Виталий Натанович как педагог был требователен к своим студентам и эмоционален. При всей своей строгости профессора, ректора института он по-отцовски любил студентов. «Как дела, гладиаторы?» – спрашивал он нас с другом, встречая в фойе института». «На рабочем ректорском столе стояла огромная стеклянная банка полная вкуснейших сухарей, которые по просьбе Виталия Натановича делала его супруга. А занятия по литографии проходили у него в кабинете. Так вот сухарики эти мы как мышки таскали, а он, как ни в чем не бывало, их подсыпал». «Помню, когда делали общий камень группы, – это была традиция, перед печатью своих камней делался «камень группы», вместе с профессором, где каждый рисовал маленький рисунок и ставил свою подпись – композицию из инициалов. Петров-Камчатский подошёл к камню и сказал: «Видите девственную поверхность? Не приведи Господь, чтобы рука коснулась её, ваши отпечатки проявятся на оттиске, а сам берет и ладонью хлопает по камню и громко, так, что все подпрыгивают, говорит, а вот так делать нельзя!». После скоропостижного ухода Петрова-Камчатского институт и творческую мастерскую возглавил профессор Яушев Рустам Исмаилович, в которую на 3 курсе приходит Александр. Пройдя на 1 и 2 курсах техники эстампа, он выбирает специализацию ксилографию – гравюру на дереве, которую вёл Паштов Герман Суфандинович, проходивший в то время стажировку в творческих мастерских РАХ. В дальнейшем ксилография, как обрезная, так и торцовая станут основой творчества Сорокина. «После того, как я на втором курсе соприкоснулся с гравюрой на дереве, я понял – это моё и на всю жизнь. Когда гравируешь дерево, отдыхаешь душой и телом. Тёплая энергия дерева, вливаясь в тебя, наполняет душу добром и радостью. И сколько бы ты не гравировал, никогда до конца не достигнешь совершенства – предела здесь нет, сколько досок, столько новых тайн, чудес, уроков, непредсказуемых случайностей, к которым ты шёл». Он работает в ксилографии не только на специализации, но и все курсовые выполняет в технике высокой печати, что потом вылилось в диплом на тему русских былин, 15 торцовых гравюр на самшите.
Выбору темы диплома была своя предыстория. Когда группа студентов с разных курсов графиков из КГХИ поехала на практику в Киргизию, к ним были прикреплены, как гиды и переводчики, студенты художественного института Бишкека. Практика проходила на берегу озера Исыкуль, в посёлке Каджисай. Вечерами ребята из Киргизии рассказывали народный эпос Манас и народные киргизские сказки. «Я удивился, что мои сверстники знают так много своих сказаний и сказок! Мне тогда вспомнилось так мало из былин и сказок, что в глубине души стало стыдно. По возвращению домой, я прочёл Манас, перечитал Русские былины и сказки». «Былины давали свободу в жанрах, я мог делать и портрет, и пейзаж, и натюрморт в интерьере, и жанр, и сказку с лешими, Змеем Горынычем… Я много узнал, обогатил себя, когда собирал материал для диплома. Из библиотеки не вылизал, читал, делал зарисовки доспехов, орнаментов, старой русской архитектуры. Поездка в Шушенское и в Западные Саяны, Ергаки дала толчок для таких листов, как «Илья Муромец и калики – перехожие», «Муромский лес», «Илья и Святогор», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем». Да, эти удивительные, сказочные горы Саян навеяли фантазии моих листов. Когда эскизы были утверждены, начал делать натурные зарисовки фигур, деталей, чтобы затем их убедительно стилизовать в картоне. Моделью был папа, он мне очень помог в изготовлении досок из самшита, делали их по всем правилам технологии. Диплом – это другое уже измерение. Он не просто проверка знаний и умений, приобретённых в стенах института. Наступает такой момент, когда твой Учитель воспринимает тебя как коллегу и приоткрывает тайны мастерства, которые ты раньше бы не понял». «Мне на протяжении всего моего образования в искусстве очень повезло с учителями, которые научили ремеслу, передали свой опыт, раскрыв секреты мастерства. Я очень им благодарен и помню их всех. У меня есть мечта – сделать работы, посвящённые им». Что же мешает сделать? «Пробовал, но не то получается, как я это представляю. Видно, не готов ещё». «Пока только рассказываю своим ученикам о них, продолжаю их дело – передаю опыт, когда-то переданный ими мне».
Александр первый выпускник КГХИ, который защитил диплом в торцовой ксилографии. Работы были оценены комиссией на отлично. Сорокина рекомендовали в Союз Художников России и творческие мастерские Академии Художеств России.
В дипломе идёт анализ приёмов гравирования классики Фаворского и гротеска Бисти, которые Александр гармонично соединяет вместе, дополняя этот синтез серебром сеток. Из этого синтеза, впоследствии, формируется его личный подчерк в торцовой гравюре, состоящий из силуэта, фактуры и сеток, а в обрезной ксилографии – это линия и фактура, и ещё чуть – чуть силуэта, как акценты.
Он остаётся верным, взятому ещё в институте курсу – работать в разных жанрах, техниках, материалах, искать для каждой работы свой язык, но при этом Александр узнаваем в своих работах, его нельзя с кем-то спутать. В творческих мастерских РАХ отделения Урал, Сибирь, Дальний Восток он осваивает резцовую гравюру на меди – технику эстампа глубокой печати. И опять Сорокин не гравирует классически, как это делали до него, а ищет свой язык – это линия и чуть-чуть фактуры.
«Я очень сильно люблю резцовую гравюру на меди – это классика. Она самостоятельно стоит от техник офорта. У неё напряжённая линия и жёсткая фактура».
«Здесь можно играть линией – она, то толстая, насыщенная тоном, а то тоньше волоска, исчезающая в плоскости доски. Но металл забирает в себя энергию гравера – после работы наступает внутренняя пустота и усталость». «Я хочу продолжить работу и в технике травленого штриха, одно время перестал заниматься офортом, где во многих техниках используется травление азотной кислотой, что очень вредно для здоровья. Многие графики из-за этого и уходят в живопись, особенно кто специализировался в офорте. Но по воли случая судьба меня свела с Николаем Домашенко, художником из Санкт-Петербурга, который приехал с моим другом из Тобольска Елфимовым Аркадием Григорьевичем, организатором этой выставки в Ханты-Мансийск. Он и поделился опытом травления без кислоты. Я освоил безобидное, безопасное травление цинка медным купоросом с солью в тёплом режиме, здесь и линии, и штрихи, и фактура растравленные в ширину, мягкие. В этом тоже что-то есть. Какая-то загадка, непредсказуемость». «Если травить по шкале, как «учат в школе», то можно получить градации тона в линии, штрихах и в сетках. Техник и материал, порой, преподносят такие сюрпризы… Иногда, сделав контрольный оттиск с доски надо вовремя остановиться, чтобы не потерять «случайность». Но это профессиональное чутье нарабатывается годами, его нельзя передать, как наследство. А иначе можно «переделать работу», как говорят у нас, сильно хорошо, тоже плохо».
Серию «Птицы Сибири» Александр задумал ещё, когда преподавал в детской художественной школе им. В.И. Сурикова города Красноярска. Здесь он проработал до поступления в КГХИ, 5 лет, преподавал рисунок, живопись, композицию, скульптуру, керамику, историю искусств и бумагу пластику. Между занятиями, сидя в преподавательской и попевая чай, Александр сделал серию рисунков, выполненных чёрной шариковой ручкой, которые почти без изменения были переведены в графические техники.
«Багаж, наработанный ранее, спустя много лет, переосмысливался на основе знаний и навыков, полученных в институте, и ложился на новый язык – язык эстампа. Работы получили второе рождение, в них появилась законченность». Итогом работы в эстампе и преподавание в высшей школе техник гравюры стали методичка по техникам высокой печати, изданная в КГХИ, монография об искусстве сочинять и гравюре на дереве, изданная в Германии, учебник по техникам графики в СФУ, институт АиД. Как говорит сам Александр «нельзя давать штампы художникам», нас засовывают их по цехам и ставят клеймо: ты живописец, ты график, ты скульптор, ты прикладник, когда есть просто «художник».
Искусство – профессия универсалов и это доказано временем. Художник, по своей натуре, личность пытливого ума, задающая постоянно себе вопросы, ищущая на них ответы. Он говорит о мире, который его окружает, о чувствах, которые он переживает. Мир настолько разнообразен, что его нельзя написать только красками. Порой хочется ваять как скульптор. Ещё одной из отличительной черты в творчестве Сорокина Александра – это эксперименты в синтезе материалов и техник. Поиск гармонии не только в композиции произведения, но и в его выражении. Он берет у каждого материала, выбранного для работы, то, что ему надо и столько, сколько этого требуется. При этом усиливается художественный образ и его звучание, за счёт «оркестра» материалов и приёмов.
Мы знаем Александра как графика, так и на выставках как городских, краевых, академических, зональных, всероссийских, международных, персональных он представлял себя графическими листами, но он пишет живопись, где героями становится его родной город Красноярск, предметы, живущие в его мастерской, образы природы, делает декоративную скульптуру, расписывает интерьеры, делает архитектурные проекты, работает как иллюстратор, пишет стихи…
Колут Мандич
[su_divider top=”no” divider_color=”#ECECEC” size=”1″]
Сорокин Александр Викторович родился 28 февраля 1961 года в городе Красноярске.
- 1968–1978 г. учеба в средней школе № 52 г. Красноярска.
- 1972–1976 г. учеба в детской художественной школе им. В.И. Сурикова г. Красноярска, художники-педагоги Янов Ю.Ф. и Дударев Ю.А., заслуженный деятель искусств России. Участие в городских, краевых, зарубежных выставках детского художественного творчества.
- 1978–1980 г. учеба во Львовском высшем военном политическом училище, служба в армии.
- 1980–1982 гг. учеба во Львовском политехническом институте, архитектурный факультет.
- 1982–1983 гг. работа художником-оформителем на Львовском заводе «Кинескоп».
- 1983–1987 гг. учеба в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова на декоративно-оформительском факультете. Педагоги: Прохоров Ю.И., Лембикова В.Н., Грачев А.П., Тригалева Н.В., Сафьянов В.А., Тимошенко И.О. – руководитель диплома. Дипломная работа: «Проект оформления детской игровой площадки для разных возрастных групп». Оценка «отлично».
- 1987–1991 гг. работа в ДХШ им. В.И. Сурикова г. Красноярска преподавателем в детской и вечерней художественной школе для взрослых: рисунок, живопись, композиция, история искусств, скульптура, керамика, бумагопластика. Участие в молодежных городских, краевых выставках. С 1988 г. состоит в секции молодых художников при Красноярском СХР, возглавляемая заслуженным художником России Николаем Рыбаковым.
- 1990 г. Зональная выставка Декоративно-Прикладного Искусства.
- 1991–1996 гг. учеба в Красноярском государственном художественном институте на кафедре «Графики» у Петрова-Камчатского В.Н., заслуженного деятеля искусств России, члена-корреспондента Российской Академии Художеств, профессора, ректора КГХИ с 1988–1993 гг., Паштова Г.С. народного художника России, члена-корреспондента РАХ, профессора, Яушева Р.И. заслуженного художника России, члена-корреспондента РАХ, ректора КГХИ с 1993–1997 гг., Теплова В.П. заслуженного художника России, профессора, заведующего кафедры «Графика» КГХИ, Переятеница В.И. члена СХР, доцента, Горбачёва Ю.М. Гладунова М.Ф. заслуженного художника России, доцента, Зимпер Т.Г. члена СХР, доцента. Творческие поездки в Киргизию, Саяны, Енисейск, Ачинск, Шушенское. Закончил мастерскую профессора Яушева Р.И. Руководители диплома профессора Яушев Р.И. и Паштов Г.С. Диплом серия 15 листов «Русские былины», оценка «отлично». Рекомендации ВГЭКа в СХР и творческие мастерские РАХ.
- 1996–1997 гг. работа в Красноярском государственном педагогическом университете на кафедре начальных классов, преподавание методики ИЗО, основ композиции, бумагопластику.
- С 1997 г. работа в Красноярском государственном художественном институте на кафедре «Графика»: композицию, ксилографию, линогравюру, анатомию.
- С 1998 г. член Союза Художников России и международной ассоциации Изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО.
- 1998–2001 гг. работа в творческой мастерской графики Российской Академии Художеств, отделение Урал, Сибирь и Дальний Восток, руководитель народный художник России, член корреспондент РАХ, профессор Паштов Герман Суфадинович, по итогам отчётных работ награждён диплом РАХ.
- 2004 г. присвоено учёное звание «доцента по кафедре Графика».
- С 2004 г. включён в единый рейтинг художников России XVIII–XX вв., категория 5 В (сложившийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком).
- С2008 г. профессор кафедры «Графика»
- С 2010 г. член международной ассоциации «Современное искусство» Франция.
- 1998–2011 гг. участие в выставках: Региональная художественная выставка «Сибирь» 1998 г., триеннале печатной графики в Уфе 1998 и 2001 г., выставка в Дивногорске «Графика на рубеже веков», зональная выставка 150 лет со дня рождения В.И. Сурикова, городские и краевые выставки СХР, выставки РАХ 1998–2001 гг., выставка 200 лет со дня рождения А.С. Пушкина Красноярск (диплом), конкурс «Вдохновение» (диплом) 2001 г., выставка в студии И.И. Нивинского г. Москва, «6-е триенале миниатюрной печатной графики» Франция – Шамалье (диплом), фестиваль «Искусства на бумаге» Словения – Кровоточил, 1-я межрегиональная выставка миниатюрной и малоформатной графики Новосибирск (диплом), зональная выставка в Иркутске, Омске, Новосибирске, персональная выставка «Как рождается гравюра» 120 гравюр – ксилография и резцовая гравюра на меди Красноярск, выставка Красноярского СХР в Китае – Харбине «Сибирский тёплый ветер», выставка работ художников Красноярского края, Таймыра, Эвенкии в Москве, персональная выставка в Китае – Шанхае и Пекине 120 работ (гравюра на дереве, металле, литография, смешанная техника, тушь, темпера, международная выставка графики «Белые ночи» Санкт Петербург 2004 и 2008 г., лауреат академических выставок 2002–2006 г. (серебряная медаль), XI всероссийская выставка в Москве 2009 г., персональная выставка в Китае «Дар», провинция Хэнань, г. Синъян (160 работы переданы в дар благотворительному обществу провинции 2010 года), персональная выставка в триеннале АМАК, Франция, г. Амберт, г. Бромонт-Ламонте (163 работы переданы в дар ассоциации для благотворительных целей) 2010, всероссийская выставка рисунка в Томске 2010 г., международная триеннале печатной графики в Уфе 2010 г., выставка кафедры «Графики» КГХИ Красноярск 2010 г., персональная выставка в Тобольске «Мой мир» 90 работ переданы в дар общественному фонду «Возрождение Тобольска» 2011 г., выставка «Мартовский кот» Красноярск 2008–2011 гг…
Работы находятся в частных коллекциях в России, Украине, Латвии, Германии, Кубе, Анголе, Эфиопии, Чехословакии, США, Франции, Японии, Китае, в «Дворце конгрессов» Санкт-Петербург, в картинной галерее г. Дивногорска, в картинной галерее г. Харбина и г. Синъян, в фонде «Современной графики» Санкт-Петербурга, в Москве Академии художеств России, в ассоциации «Современного искусства» КлермонтФерранд, Франция АМАК…