Живописец. Народный художник Российской Федерации. Действительный член Петровской академии наук и искусств с 2000 г.
Родился 16 марта 1936 г. в городе Красноярске. Учился в Иркутском художественном училище (1953-1958).
Член Союза художников России с 1967 г. Участник художественных выставок с 1957 г.
Художник в храме природы
Народный художник России Валерьян Алексеевич Сергин хорошо известен ценителям прекрасного не только в России, но и во многих уголках мира (Австралия, Германия, США и другие страны). В 1991 году весьма успешно прошла персональная выставка его работ в Токио. Успех его выставки в Японии, где зритель весьма искушен в изобразительном искусстве и взыскателен, весьма показателен и о многом говорит. В первую очередь о том, что художник научился тонко и точно передавать не только эмоциональный настрой, возникающий при визуальном восприятии пейзажа, но и тончайшие оттенки состояний природы. Кстати, в том же 1991 году он получил почетное звание народного художника России. Валерьян Сергин – коренной красноярец, родился 16 марта 1936 года. Мать художника хорошо пела и рисовала. На выбор будущей профессии это безусловно повлияло. И хотя в детстве Сергин был многосторонне одарен (он и ныне хорошо поет и играет на гитаре, любит поэзию и хорошо читает стихи), мать, как рассказывает сам художник, просто вынуждена была отдать его в художественную школу, потому что в их квартире все окна, стены, пол, табуретки были вечно разрисованы мелом, углем, синькой, гуашью — всем, что попадалось под руку. Будущий художник тогда органически не переносил чистой, не заполненной рисунком плоскости. Желание вечно до сих пор в нем не ослабело.
В 1950 — 1953 гг. он учился в художественной школе им. В.И. Сурикова, где его педагогами были АП. Лекаренко, И.А. Фирер, Ю.И. Худоногов, И.М. Давыденко. Художественная школа находилась на левом берегу и была расположена в бывшей конюшне суриковской усадьбы (ул. Ленина), а Сергины жили на правом берегу (район Затона). Занятия начинались в 8 часов утра, с транспортом же в те годы было, мягко говоря, плоховато. И каждое утро он спешил в школу когда по понтонному мосту, а когда и через Енисей, ориентируясь в темноте на здание краеведческого музея, спотыкаясь о торосы или во время подвижек льда перепрыгивая с льдины на льдину через трещины, а иногда скользя по тонкому прогибающемуся льду. Желание учиться рисовать преодолевало любой страх, приходилось как-то рисковать, чтобы не опоздать в школу.
После окончания школы по рекомендации своих педагогов Валерьян Алексеевич поступил в Иркутское художественное училище, которое успешно закончил в 1958 году. На 4-м курсе училища, в. 1956 году, впервые выставил свою работу на областной выставке иркутских художников. По возвращению в родной город с 1958 по 1962 год был главным хранителем Красноярской художественной галереи (ныне Государственный художественный музей им. В. И. Сурикова), то есть был одним из первых, кто начинал комплектование богатейшего собрания художественных произведений для этого учреждения культуры.
С 1962 года перешел на преподавательскую работу в художественное училище. В последнее десятилетие, продолжая преподавать, является художественным руководителем училища. Он передает свой опыт молодым и ведет большую общественную работу, являясь членом правления Красноярского отделения Союза художников России. Несмотря на большую загруженность, продолжает много плодотворно работать.
В Красноярске Сергин стал выставлять свои работы с 1959 года (участвовал в краевой выставке). Мысленно сопоставляя проделанный художником сложный путь по накоплению эмоционального багажа и совершенствованию профессионального мастерства, не устаешь восхищаться. Я не случайно употребил слово “мысленно”, так как до сих пор нет ни монографии, ни достаточно полного каталога с цветными репродукциями его работ.
Работы Валерьяна Сергина на выставках разного уровня всегда привлекают внимание. И это не случайно. Его работы внутренне значимы, ярки, своеобразны. В них присутствуют мудрость восприятия природы и профессиональное мастерство, которое достигается многолетним каждодневным упорным трудом, а не только счастливым сочетанием природных достоинств, таких, как острота восприятия природы, четкая визуальная реакция на мельчайшие колористические и эмоциональные изменения состояний окружающей природы. Художник предпочитает разрабатывать сибирскую тему, но у него достаточно глубоких и интересных зарисовок по пушкинским, есенинским и шукшинским местам.
Особенно его привлекают места, связанные с творчеством великих поэтов. Это не стремление проиллюстрировать какие-то произведения, а стремление пронести созданные поэтами образцы “внутри себя”, проникнуться и понять, что дала родная земля этим великим людям в творческом и духовном плане. Наиболее объемно сейчас разработан есенинский цикл, вместе с этюдами он содержит порядка 50 работ (около 20 полотен находятся в Норильской художественной галерее — остались там после персональной выставки). Я помню, при знакомстве с есенинским циклом в картине “Ночное” меня поразил розоватый цвет масти лошадей. Для себя я решил, что это художник отобразил отблески костра и отдал дань есенинскому образу “весенней гулкой ранью проскакать на розовом коне”. И только через много лет я случайно узнал, что на Рязанщине когда-то была выведена порода лошадей с розоватым окрасом масти. Следовательно, художник здесь не отдавал дань поэтическому образу, а чутко уловил этот окрас и воспроизвел.
Продолжается работа над пушкинским циклом. Как уже отмечалось, Сергин любит поэзию и музыку и, может быть, это, принимая во внимание общую ритмическую природу искусства, помогает ему создавать значительные произведения, отражающие образный строй и богатый колористический спектр природы во всех ее проявлениях. Он предпочитает работать в гаммах множества оттенков сине-серых и сине-зеленых тонов, хорошо передает состояние неба и воды. А это очень важно ори передаче особенностей состояния природы. Очень интересны его композиционные решения по передаче гармонического слияния архитектуры старых русских городов с окружающей природой. В его полотнах мы встречаемся с лирическим и эпическим воспроизведением природы. Но основа его творчестве — это отражение величия и могучей красоты сибирской природы. Свой творческий путь он начинал с циклов работ “Дороги дивногорские”, “‘Красноярский Север”. Один из циклов его северных работ — “Порт Дудинка”, “Месяц лось”, “Таймырская тишина” и др.— был представлен на всесоюзной выставке «СССР – наша Родина». После персональной выставки в Москве в 1990 году он был удостоен диплома Академии художеств СССР.
Любовь к Северу, наверное, как-то привела его к увлечению воспроизведением красоты состояний зимней природы. Художник даже отдает ей предпочтение, хотя прекрасно владеет секретам передачи переходных состояний и в предвесенний, весенний и осенний периоды.
Художник давно достиг творческой зрелости, и тем отраднее видеть от выставки к выставке, что он не стоит на месте, а все время совершенствует свое мастерство, растет творчески и духовно. От ранних лирических и эпических пейзажей он давно перешел к философскому осмыслению природы и мира. Интересна в этом плане работа “Под курганом”, созданная в послеперестроечный период. На полотне изображены две дороги (хочу напомнить, что в нашем сознании дороги часто ассоциируются с образом Родины — в России две беды: дороги и дураки). Одна, относительно новая, визуально не слишком привлекательна — она еще плохо обустроена, не очень ровная, не прямая. Но это действующая дорога и продолжение ее, хотя и теряется в дальнем темном лесу, уходит за горизонт. Изображен и участок старой дороги: края дороги заросли цветущими сорняками, она почти слилась с окружающим ландшафтом. Все колдобины и выемки “замаскированы” стоячей водой. Дорога внешне по-своему привлекательна, но она грязна и мало пригодна для движения. Едва ли позавидуешь спутникам, которые выберут ее.
Для Сергина природа — храм, в котором он много лет верно ей служит и в летний зной, и в 30-градусный мороз (для своих полотен художник делает этюды и при такой температуре). Он умеет “подстеречь” нужное состояние окружающего мира и, казалось бы, в редко встречающемся природном состоянии найти особую качественную характеристику и сделать ее средством познания мира. Многие природные состояния, воспроизведенные им на холстах, приобретают какую-то особую глубину и значимость. Он великолепен и интересен как в своих широкомасштабных обобщенных полотнах, так и в этюдах. На его счету немало талантливых работ. Но он все время продолжает творчески расти и упорно работать. И это является залогом того, что нам предстоит еще немало новых интересных встреч с его творчеством.
М.Трухницкий
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.