Владимир Николаевич Сенегин родился 25.09.1952 г. в городке Сокол Вологодской области. Его отец служил капитаном катера, а мать была его помощником. В. Сенегин в раннем детстве проявил интерес к музыке: его первым музыкальным инструментом стала труба, купленная отцом, внявшим уговорам малыша, на которого большое впечатление произвела игра духового оркестра. Первыми детскими сочинениями В. Сенегина были песенки, к которым его отец – самодеятельный поэт – сложил стихи.
С 6 лет мальчик начал учиться в ДМШ по классу фортепиано, а затем некоторое время учился на 2-х отделениях, осваивая также скрипку. Сочинил много инструментальных пьес, с которыми выступал как композитор и исполнитель, о чем писали заметки в местной газете. В музыкальной школе его занятия по композиции некоторое время направляла пианистка О.Н. Криницкая.
Затем В. Сенегин учился на фортепианном отделении в Вологодском музыкальном училище, самостоятельно продолжая свои композиторские опыты, на IV курсе его занятиями по композиции руководил М.Ш. Бонфельд.
После окончания музыкального училища В. Сенегин по распределению работал в музыкальной школе г. Никольска, затем служил в армии под Воркутой, а после вновь работал в музыкальной школе в поселке Кадуй Вологодской области. Самостоятельно подготовившись к поступлению в вуз и написав новую сонату для фортепиано, в 1976 г. поступил в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс композиции профессора Н.Н. Сидельникова (ученика Е.О. Месснера и Ю.А. Шапорина).
Помимо занятий композицией, В. Сенегин, начиная с III курса консерватории, осваивал технику игры на органе в рамках факультатива под руководством Бодюл С.И., выступал в концерте ее класса в Кишиневе. В тот период молодой композитор написал Фантазию для органа, которую крупнейший советский органист, профессор Л.И. Ройзман отметил как творческую удачу молодого автора. Учась на IV курсе, В. Сенегин в составе делегации студентов Московской консерватории посетил Польшу, где в Варшавской академии с успехом исполнял свою органную Фантазию.
В качестве дипломной работы в 1981 г. в Большом зале консерватории был представлен Концерт для фортепиано с оркестром, исполненный автором и оркестром Московской филармонии (дирижер – заслуженный артист Украины В. Кожухарь).
С 1981 г. В.Н. Сенегин живет и трудится в Красноярске, ведя разностороннюю деятельность. В качестве лектора-музыковеда Красноярской филармонии за два с половиной года он провел около 300 концертов. Одновременно, работая преподавателем Красноярского государственного института искусств, вел семинар по современной музыке, занятия по курсу «чтение симфонических партитур». В 1982 году был принят в члены Союза композиторов СССР.
В 1983 г. в ходе творческого общения с артистом филармонии, баянистом Е. Юристом была создана Соната для баяна. В настоящее время это сочинение обрело свою вторую жизнь, твердо закрепившись в концертном репертуаре лауреата Международного конкурса Егора Герасимова.
В период 1984-1987 гг. В.Н. Сенегин служил заведующим музыкальной частью Театра кукол и написал музыку ко многим спектаклям не только этого театра, но также Красноярского ТЮЗа, Ачинского драмтеатра.
В 1989 г. В.Н. Сенегин был выбран председателем Красноярской композиторской организации, которую возглавлял 5 лет. Среди наиболее значительных событий того времени – фестивали «Дни болгарской музыки» (1989 г.), Панорама Сибири (1990 г.). В 1991 г. при активном содействии В. Сенегина в Красноярске была проведена «Музыкальная академия» с участием ведущих московских музыкантов, ученых: профессоров В.В. Задерацкого, В.В. Медушевского, Ю.Н. Холопова, с выступлениями московских музыкальных коллективов: камерного оркестра, струнного квартета, исполнявших сочинения красноярских композиторов.
В 90-х гг. В.Н. Сенегин в Институте искусств (впоследствии переименованном в Красноярскую государственную академию музыки и театра) преподавал курсы композиции, инструментовки, полифонии. И. Белова (в настоящее время член Союза композиторов) факультативно занималась в его классе.
Позже основным местом работы В.Н. Сенегина стал Театр оперы и балета, где он как концертмейстер помогает солистам разучивать оперные партии. В то же время он продолжает успешно преподавать в Академии музыки и театра, в 2007 г. выпускница его класса композиции А. Оюн получила рекомендацию в аспирантуру. В.Н. Сенегин является неизменным членом жюри регионального конкурса юных композиторов Symphoniacus integer, проводившегося в 2002, 2005 гг. в Красноярске.
Будучи сам оснащенным пианистом, В. Сенегин для реализации своих творческих замыслов нередко обращается к роялю. Одно из наиболее значительных сочинений для этого инструмента – Соната, созданная в 1999 г, впервые представленная в Новосибирске на фестивале «Панорама Сибири», позже исполнявшаяся неоднократно (также и его дочерью – лауреатом международного конкурса пианисткой Е. Сенегиной) в Красноярске, Иркутске, записанная на Красноярском краевом радио. В 2004 г. в исполнении автора она прозвучала в Кызыле, на гала-концерте фестиваля в честь 25-летия Тувинской организации Союза композиторов. В октябре этого же года в Красноярском государственном театре оперы и балета состоялась премьера “Concerto-studio” для фортепиано и струнного оркестра (солистка – Е. Сенегина, дирижёр – А. Чепурной).
Занимаясь в Московской консерватории у профессора Н.Н. Сидельникова – блестящего специалиста в области инструментовки, – В. Сенегин получил солидную школу оркестровки. Это определяет достоинства его сочинений для оркестра, в частности – яркое звучание его симфонической поэмы «Битва» (созданной по случаю 40-летия победы в Великой отечественной войне и исполненной впервые в Красноярске Красноярским симфоническим оркестром п/у В. Блинова, затем в Абакане, записанной на Краевом радио и транслированной в то же время по Всесоюзному радио). Мастерство инструментовки получило свое методическое осмысление в двух Тетрадях задач по инструментовке для студентов теоретико-композиторских факультетов.
Среди своих художественных предпочтений композитор называет произведения И.-С. Баха и композиторов-авангардистов, в частности, К. Штокхаузена, однако в его музыке слышится оригинальное преломление как интонационной весомости русской классики, так и малеровской экспрессии, и красочности импрессионистов.
Сочинения В. Сенегина отличает тонкое понимание природы рояля, баяна, оркестровых инструментов, яркая образность, особое соединение интеллектуальности и красочности. При этом щедрость звуковой палитры парадоксально сочетается с бережным отношением к звуку, своеобразным лаконизмом, а творческая свобода и смелость – с мастерским владением современной техникой композиции, точным конструктивным расчетом, цельностью и завершенностью формы, драматургическая выверенность согласуется с серьезностью и глубиной замыслов.
Наталья Найко
ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
- Фантазия для органа, 1979 г., исполнялась автором в 1980 г. в Варшавской академии (Польша).
- Концерт для фортепиано с оркестром, 1981 г., впервые прозвучал в Москве в исполнении автора и оркестра Московской филармонии (дирижер – заслуженный артист Украины В. Кожухарь). 2 редакция сделана в 1987 г. Во 2-ой редакции Концерт исполнялся в Красноярске в 1997 г. Дирижер – П. Грибанов, солист – В. Сенегин.
- Соната для баяна в трех частях: Largo, Allegro, Adagio, 1983 г., посвящена Е. Юристу, впервые исполнена в Красноярске им же, позже неоднократно звучала в Красноярске в исполнении лауреатов Международного конкурса Е. Герасимова и Р. Антипинского.
- Симфоническая поэма «Битва», 1985 г.,впервые исполнена в Красноярске Красноярским симфоническим оркестром (дирижер – В. Блинов), записана на Краевом радио, транслировалась по Всесоюзному радио.
- Соната для фортепиано, 1999 г., впервые прозвучала в авторском исполнении в Новосибирске на фестивале «Панорама Сибири».
- Концерт для фортепиано и струнного оркестра, 2004 г., впервые исполнен в Красноярске в 2004 г. (солистка – лауреат международного конкурса Е. Сенегина, дирижёр – А. Чепурной, оркестр Театра оперы и балета).
- «Крестьянские песни» для фольклорного ансамбля и 8 инструментов
- Неоконченная опера «Монах» по рассказу Л.Н. Толстого «Отец Сергий». Фрагменты неоднократно исполнялись в Красноярске.
- Музыка к спектаклям драматического театра, ТЮЗа, театра кукол.
- Фортепианные миниатюры, пьесы для домры и фортепиано, пьесы для трубы и фортепиано.
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.