Савостьянов Фёдор Васильевич родился в 1924 году в Брянской области, умер в 2012 – в Санкт-Петербурге. Заслуженный художник Российской Федерации. В 17 лет добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Сталинградском, Южном, 4 и 2 Украинских фронтах. Был трижды ранен, награждён Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».
Движимый желанием учиться, стремясь облегчить жизнь родителям, Фёдор в 9-летнем возрасте покинул свою многодетную семью и ушёл в детский дом. Там получил первые уроки рисования, затем поступил в Одесское художественное училище, которое окончил уже после демобилизации. Прошёл всю войну от начала до конца, воевал под Сталинградом, освобождал Будапешт. В 1948 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его преподавателями были Леонид Овсянников, Борис Фогель, Александр Зайцев. В 1954 году окончил институт по мастерской Бориса Иогансона. В этом же году вступил в Союз художников и стал участвовать в выставках. Писал портреты, пейзажи, жанровые и батальные картины, в том числе и посвящённые Великой Отечественной войне: «Душа солдата», «За победу. Новогодняя ночь», «В разведку», «В медсанбат не дошли» и другие. Произведения Ф. В. Савостьянова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музейных и частных собраниях в России, Японии, Испании, Украины, Франции и других стран. В честь художника Савостьянова названа одна из малых планет.
Много лет война была для Фёдора Савостьянова источником болезненных воспоминаний и страшных снов. Силы рассказать о ней, воплотить воспоминания о пережитом в живописные произведения появились лишь через 15 лет после Победы. В его картинах нет многофигурных сцен сражений, не изображаются ужасы и мерзость массовых убийств, нет взрывов и пожарищ. Бесчеловечность войны, свидетелем и участником который стал семнадцатилетний студент художественного училища, раскрывается через образы людей и их повседневную жизнь, – жизнь на войне. В ней есть и утраты, и заботы, и любовь, и простые житейски радости, есть место благородству, юмору и настоящей дружбе.
Написанная спустя 35 лет после окончания войны картина «Кому?» поначалу озадачивает кажущимся несоответствием между монументальными размерами (1,75 на 2,18 метра) и заурядностью сюжета. Четверо солдат около расстеленной на земле плащ-палатки, на которой горстями разложены ломти чёрного хлеба. На одну из них указывает солдат справа, обращаясь к сослуживцу, стоящему спиной к «столу». Что здесь происходит? Ещё одна вариация на традиционную тему «завтрака на траве» с поправкой на реалии военного времени? Но почему так тосклив осенний пейзаж, так угрюмы лица, замедлены движения? За внешней обыденностью таится мощная энергетика эмоций, ставший привычным трагизм жизни на войне. Оставшиеся в живых делят паек погибшего товарища. Ещё вчера они вместе ели такой же хлеб, курили самокрутки, рассказывали байки. Кому завтра выпадет такая же судьба? Так незатейливый бытовой эпизод поднимается до высокого обобщения, обличения слепой жестокости войны и возвеличивания силы духа человека на войне.
Наталья Тригалева, искусствовед
[su_divider top=”no” size=”1″]
О художнике Фёдоре Савостьянове