Олег Леонидович Проститов – заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004), профессор, педагог, общественный деятель – около 30 лет жил и работал в Красноярске.В настоящее время композитор продолжает свою деятельность в городе Краснодаре.
О.Л. Проститов родился 7 сентября 1955 г. в Ставрополе, где прошли его детство и юность. Музыкальные способности, хороший голос, артистичность стали залогом его успешных выступлений в качестве солиста хоровой и оперной студий (1). В 12 лет Олег начинает сочинять и через год решает поступать в музыкальное училище. За короткий срок – несколько летних месяцев – он осваивает программу ДМШ и сдает экзамены на отделение теории музыки, а затем начинает параллельно учиться на втором – фортепианном отделении (2).
В училище (1970 – 1974) расширению кругозора О. Проститова способствует посещение «Клуба современной музыки». Первое сочинение – вокальный цикл «Три русские песни» на стихи А. Блока (1973) – было исполнено на Всероссийском конкурсе вокалистов и положительно оценено председателем жюри конкурса Г.В. Свиридовым. После окончания с отличием музыкального училища, О. Проститов едет в Ленинград, куда мечтал поступить сразу, как только решил, что будет композитором. На экзамене в консерваторию по рекомендации профессора С.М. Слонимского он исполняет «Три русские песни» и «Прелюдию и фугу» для фортепиано.
Консерваторию (1974 –1979), а затем ассисентуру-стажировку (1980 – 1983) О. Проститов окончил в классе заслуженного деятеля искусств России (2004) профессора А.Д. Мнацаканяна (ученика Д.Д. Шостаковича), который в настоящее время возглавляет кафедру композиции Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Время, проведенное в вузе, стало важным этапом в жизни О. Проститова. Здесь окончательно определились его творческие привязанности: А. Скрябин, И. Стравинский, Д. Шостакович. Всегда прекрасно исполняющий собственные вокальные и фортепианные сочинения, О. Проститов пробует себя в ином качестве, с успехом выступая как чуткий интерпретатор чужих сочинений. В его исполнении в фонотеке консерватории хранятся записи вокальной музыки студентов и аспирантов композиторского факультета. Закономерно, что в 1979 г. на конкурсе молодых композиторов Ленинграда, посвященном 150-летию со дня смерти Ф. Шуберта О. Проститов получает звание лауреата I премии за вокальный цикл на стихи С. Есенина.
На выпускных экзаменах по композиции председатель Государственной комиссии А. Юсфин предложил «отлично с плюсом» талантливому ставропольцу. «Вокальный цикл на стихи С. Есенина», «Симфония №1», «Вариации для фортепиано», «Кантата для смешанного хора и двенадцати инструментов «Военно-морская любовь» на стихи В. Маяковского» были признаны свидетельством яркого дарования и профессионализма О. Проститова: сразу после окончания вуза его принимают в члены СК России (1979), а затем – СК СССР (1980).
Переломным в жизни О. Проститова стал год окончания консерватории. Это было время, когда решался вопрос об обеспечении кадрами открывающегося в Красноярске института искусств (КГИИ) и подбора специалистов для создания в перспективе Красноярского отделения СК России. Председатель Ленинградского отдела СК А.П. Петров и его секретарь А.П. Утешев остановили свой выбор на талантливых и энергичных композиторах О.Л. Проститове, В.А. Бешевли и музыковеде Л.В. Гариловой.
С 1979 г. со свойственной ему увлеченностью и ответственностью О.Л. Проститов отдает себя педагогической деятельности в КГИИ. Главное, к чему он стремился все эти годы – создание композиторской школы в Красноярске.
В 1983 г. учреждается Красноярская организация СК России, с 1997 г. ее возглавляет О.Л. Проститов. Он принимает активное участие в открытии классов композиции в учебных заведениях Красноярска, кафедры теории музыки и композиции в КГИИ (1999). Среди выпускников по классу композиции О.Л. Проститова четверо – члены СК России (К. Туев, Ч. Комбу, А. Огнева, В. Миниотас, который является также членом СК Латвии), член СК Тувы (У. Хомушку). Поиск талантов и их поддержка стали целью организованных кафедрой теории музыки и композиции КГАМиТ совместно с Красноярским СК региональных конкурсов юных композиторов Сибири (2002, 2005), на которых О.Л. Проститов возглавил жюри из коллег композиторов и музыковедов
О.Л. Проститов – участник общероссийских и международных фестивалей и конкурсов, всех музыкальных «панорам» Сибири (1981, 1985, 1989), Всесоюзных фестивалей «Саянские огни», съездов СК РФ в Москве. Он – автор ряда радиопередач о творчестве красноярских и сибирских композиторов, инициатор создания в краевой филармонии творческой группы, которая в течение почти 10 лет успешно выступала с концертами и мюзиклами композитора перед детской аудиторией.
Каждое произведение сибирского композитора несет в себе черты индивидуальности автора, пронизано искренним и неподдельным чувством. Остро реагирующий на все происходящее вокруг, О.Л. Проститов в своем творчестве выступает как романтик и поэт, влюбленный в жизнь во всем многообразии ее проявлений.
Музыка О.Л. Проститова вызывает неподдельный интерес у отечественных и зарубежных исполнителей, что объясняется не только яркой эмоциональностью и содержательностью его произведений. Никогда не прерывающаяся практика исполнения собственных сочинений определила особую требовательность и взыскательность композитора к оформлению творческих замыслов. Несмотря на то, что он отлично владеет композиторской техникой, каждое новое произведение свидетельствует о неустанных поисках композитора в области языка и формы.
Творчество красноярского композитора постоянно находится в поле зрения музыковедов и журналистов. Критики и слушатели отмечают явную или скрытую вокальность в его произведениях, которая отражает природный мелодический дар композитора, его стремление быть понятным и близким широкой аудитории.
На сегодняшний день Олег Леонидович проживает в г. Краснодаре. В творческом багаже О.Л. Проститова свыше 40 произведений в различных жанрах.
Ирина Белоносова
(1) В оперной студии с О. Проститовым занимался бывший солист Мариинского театра, не раз выступавший на сцене вместе с Ф. Шаляпиным, А.Я. Поляков (бас). Краевым хором мальчиков руководил заслуженный работник культуры России, хормейстер, композитор-песенник, директор музыкального училища Ставрополя Н.Ф. Зинченко.
(2) Зав. фортепианным отделением (ученица Г.Г. Нейгауза и А.В. Шацкеса, сокурсница С. Рихтера) Э.Ю. Месик, оценив композиторское дарование Олега, сделала все, чтобы развить еще и его пианистический дар.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Симфоническая музыка:
- Симфония №1 (1979)
- Симфония №2 (1983)
- Симфония №3 «Романтическая» (1986)
- Симфония-концерт для баяна с оркестром (1983)
- «Саянский триптих» – программная симфония в 3-х частях: «Красный Яр», «Шаманка», «Большая вода» (1980-1990)
- Два концерта для фортепиано с оркестром: №1 (1991-1993), №2 «Дорический» (1998)
- Концерт для скрипки с оркестром (1997)
Мюзиклы:
- «Сказка, приходи» на стихи А.С. Пушкина
- «О чем думают звери и птицы» на стихи М. Моравской, С. Михалкова, А. Барто
- «В стране Вообразили» на стихи Б. Заходера
- «Маленький принц» на стихи П. Юхвидина по А. Сент-Экзюпери
- «А вот, о том, как в баснях говорят» по басням И.А. Крылова
Моноопера «Черный человек» для баритона, большого симфонического оркестра и танцовщицы (Айседора) (1995)
«Возле старого пруда – где стреляют иногда» – современная музыкальная комедия по пьесе В. Шленского.
Музыка к спектаклям «Женщины Нискауорл» и «Иван Царевич» (театр им. А.С. Пушкина);
Кантаты:
- «Военно-морская любовь» на стихи В. Маяковского для смешанного хора и камерного оркестра (1975)
- «Пушкинские сцены» для баритона, сопрано и фортепианного трио (1988)
- «Пушкинские сцены» для баритона, сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра на стихи А.С. Пушкина (1988)
Камерно-инструментальная музыка:
- Соната-фантазия для фортепиано «Амадей» (1988)
- Соната № 2 для фортепиано «Свастическая» (2006)
- Соната для виолончели и фортепиано в 3-х частях (1989)
- Соната для скрипки и фортепиано в 3-х частях (2001)
- Соната для тромбона, скрипки и фортепиано в 3-х частях (1980)
- Терцет для 2-х скрипок и фортепиано в 4-х частях (1993)
- «Пасторали» для флейты и фортепиано 10 пьес (1995)
- Квартет саксофонов «Ночи Мессалины» (1990)
- Пьеса для фортепиано – Сюита №1 (1970)
- Пьеса для фортепиано – Сюита №2 (1973)
- Прелюдия и фуггета-фантазия (1974)
- Фантазия (1975)
- Три пьесы для струнного квартета (1976)
- Три пьесы для духового квартета (1977)
- Вариации для фортепиано (1977)
- Квартет №1 для двух скрипок альта и виолончели
- Вокальная музыка:
- Вокальный цикл для баритона в сопровождении фортепиано на стихи С. Есенина (1978)
- «Три русские песни» на стихи А. Блока (1973)
- «Семь красавиц» композиция для сопрано и струнного квартета на стихи А. Навои (1981)
- «Муэзы Олега Южанина на поэзы Игоря Северянина» вокальный цикл для сопрано, 2-х домбр и клавесина (1994)
- «Православный триптих» для баритона и фортепиано на стихи И. Кандыбаева (1999)
- Около 200-сот песен и романсов (гимн г.Красноярска, Патриотический триптих на стихи А.Третьякова, «Губернаторская песнь» для смешанного хора и большого симфонического оркестра (2001г.).
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.