Владимир Валентинович Пономарев (родился 27 марта 1960 года в Красноярске) – один из немногих среди профессиональных композиторов Красноярска, коренных сибиряков. Начальное музыкальное образование получил в музыкальной школе №4 г. Красноярска по классу фортепиано. В 1975 году, после прослушивания у старейшего красноярского композитора, заведующего в то время теоретическим отделением Красноярского училища искусств, Фёдора Петровича Веселкова, поступил и в 1979 году успешно окончил КУИ. Первые сочинения В. Пономарева были написаны в период обучения в училище и одобрены Ф.П. Веселковым, который убедил будущего композитора продолжить обучение в высшем учебном заведении.
В 1979 году Владимир Пономарев поступил в Новосибирскую государственную консерваторию, которую закончил в 1984 году по классу профессора А.Ф. Мурова, а в 1991 году – у него же ассистентуру-стажировку. В 1991 году В. Пономарев был принят в Союз композиторов России.
С 1984 года Владимир Валентинович преподает дисциплины музыкально-теоретического цикла (полифония, сольфеджио) в Красноярской государственной академии музыки и театра (ранее – Красноярский государственный институт искусств), где является доцентом кафедры теории музыки и композиции. Одаренный и тонкий музыкант, талантливый педагог, композитор, обладающий глубокими знаниями не только в области музыкального искусства, человек высочайшей культуры, он – безусловный авторитет для своих коллег и студентов.
Владимир Валентинович активно участвует в музыкальной жизни сибирского региона, общероссийских фестивалях и конкурсах. В 1999 году три хоровых цикла композитора на стихи А. Пушкина «Три хора», «Две элегии», «Зимние строфы» были удостоены губернаторской премии (Красноярск) на конкурсе, посвященном 200-летию со дня рождения великого русского поэта. В 2003 году В. Пономарев стал лауреатом Всероссийского конкурса композиторов – создателей духовной музыки.
Сочинения Владимира Пономарева звучат не только в городах края и центральных городах России, но и за рубежом. В 2006 году в Москве в Кремлевском Дворце Съездов в исполнении Красноярского детско-юношеского хора «София» прозвучала его «Рождественская сюита», а с большей частью хоровых сочинений в исполнении хоровых коллективов Красноярска, Екатеринбурга, Троицка (Московская область) познакомились слушатели уже более чем двадцати стран мира.
На сегодняшний день записано 12 дисков. где звучит музыка Владимира Пономарева, которые вышли в Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, а два из них – в Швейцарии и Голландии.
Проявляя большую творческую активность, Владимир Пономарев, в целом, тяготеет преимущественно к жанрам вокально-хоровой и камерно-инструментальной музыки. При этом в разных жанрах дарование композитора раскрывается многогранно. Отдав дань в ряде сочинений студенческих лет додекафонной технике, сонорно-алеаторическим приемам письма (Четыре пьесы для флейты и фортепиано, Соната для фагота и фортепиано, Две пьесы для струнного квартета, фортепианное трио и др.) и демонстрируя при этом незаурядную для молодого автора техническую оснащенность, В. Пономарев совершенно иным предстает в своих вокальных и хоровых сочинениях, так или иначе ориентированных на традиции, исторически сложившиеся в русской музыке.
Работа В. Пономарева в храмах г. Красноярска, сначала в качестве певчего (1988 – 1991), а затем и регента церковного хора (с 1994 года) повлияла на сферу творческих интересов композитора, которые реализовались в таких сочинениях как «Литургия» №1 (для смешанного хора), «Литургия» №2 (для женского хора), «Всенощное бдение» №1 и 2, Более 20-ти «запричастных» (духовных) концертов на канонические тексты и др.
Владимир Валентинович плодотворно работает в области академической и духовной музыки – в творческом портфеле художника свыше 150 произведений различных жанров.
Елена Чуб
[su_divider top=”no” divider_color=”#ECECEC” size=”1″]
ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Для хора:
- «Зимние строфы» (стихи А.С. Пушкина) – хоровой цикл для смешанного малого состава
- «Тетрадь мадригалов» № 1, № 2 (стихи красноярских поэтов) вокально-ансамблевые циклы для смешанного малого состава
- «Девять хоровых эскизов» на стихи сибирских поэтов
- «Фотоальбом» для хора на стихи сибирских поэтов
- «Три хора» на стихи А.С. Пушкина для смешанного хора (большой состав)
- «Три хора» на стихи Б. Пастернака для смешанного хора (большой состав)
- «В посаде» – композиция для смешанного хора (большой состав)
- «Концерт для хора и литавр» на стихи Н. Гумилева для смешанного хора (большой состав)
- Хоровой цикл «Пять сибирских песен» для хора a capella
- «Две енисейских свадебных» и «Две сибирские песни» для хора a capella
- «Всенощное бдение» № 1, № 2 для смешанного хора
- «Литургия» № 1, № 2
- «Стихи покаянные» и другие духовные хоры
- Хоровые циклы на стихи М. Лермонтова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова и др.
Для оркестра:
- «Русские хоры» – концерт для струнного оркестра
- «Альбом гравюр» – сюита для большого симфонического оркестра
- «Концертино» для фортепиано и камерного оркестра
- Fusion-концерт для аккордеона и симфонического оркестра
- «Русский концерт» для аккордеона и струнных
- «Шотландская рапсодия» для аккордеона и симфонического оркестра
- «Театральная сюита» для большого симфонического оркестра
- Танцевальная сюита «Вишневый сад»
- «Интродукция и токката» для русского оркестра
Камерные:
- Струнный квартет
- Концерт для камерного оркестра
- «Le paradigme de l¢absurde» для гобоя и струнных
- Фортепианное трио
- Соната-концерт для виолончели и фортепиано
- «Четыре пьесы» для флейты и фортепиано
- Сонатина для флейты и фортепиано
- «Стихира» для скрипки соло
- Пять багателей для альта соло
- Соната для фагота и фортепиано
Для фортепиано:
- Соната
- «Прелюдии» – цикл
- «Музыкальные интервалы» – сюита для детей и юношества
- «Композиция» для органа
- «Скерцо»
Вокальные:
- Вокальная сюита на стихи красноярских поэтов (10 романсов) для сопрано и фортепиано
- «Две сатиры» для баритона и фортепиано;
- «Пять отрывков из Лермонтова» для баритона фортепиано;
- «Романтическая музыка», три романса для тенора и фортепиано;
- Четыре романса на стихи Е. Баратынского для тенора и фортепиано;
- Вокальный цикл на стихи А. Ахматовой для сопрано и фортепиано;
- Пять стихотворений Ф.Г. Лорки для сопрано, гобоя и фортепиано;
- Пять стихотворений А. Деменюка для сопрано и фортепиано.
- Вокальная сцена для баритона, виолончели и фортепиано «Сокровенные слова» на слова Баха Уллы
- Музыка к драматическому спектаклю «Поминальная молитва»
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.