В Доме кино состоялась премьера документального фильма “Борис Ряузов”, снятого на красноярской киностудии “Архипелаг” режиссёром Ириной Зайцевой и оператором Станиславом Чаплинским.
Этот фильм, четвёртый в серии “Палитра сибирских мастеров. ХХ век”, посвящён жизни и творчеству замечательного живописца, мастера сибирского пейзажа Бориса Яковлевича Ряузова (1919-1994). Переживший утрату репрессированного отца, прошедший через все ужасы войны и тяготы послевоенных лет, художник скрывал в глубине души эти мрачные впечатления, а на своих холстах стремился отразить красоту жизни. “Реализм для меня, – признавался в дневнике Ряузов, – это не просто метод творчества, а моя человеческая любовь к жизни”. Главным для него всегда было искусство, и, даже создавая свои заказные серии, посвящённые сталинской Курейке и ленинскому Шушенскому, Ряузов прежде всего решал живописные задачи. И поэтому его лаконичные, оригинальные, изысканные по колориту пейзажи ничуть не утратили своей актуальности в наши дни.
Кроме самого Ряузова, героями фильма являются его обаятельная вдова Нина Васильевна, красноярские художники и искусствоведы, а также ушедший недавно из жизни московский искусствовед Александр Морозов, давший очень проникновенный, глубоко профессиональный анализ творчества сибирского мастера. Художник Николай Рыбаков вспоминает о том, что когда-то все красноярские молодые живописцы колебались “между двумя гигантами – Ряузовым и Поздеевым”. Есть в фильме кадры и с самим Борисом Ряузовым, к сожалению, немногочисленные. Как известно, в быту он был замкнут и скрытен, не очень-то допускал посторонних в свой внутренний мир. Да и суровое время не позволяло распахивать свою душу. Очень мало звучит в фильме высказываний Ряузова, зато тщательно и подробно, с любовью и пониманием показаны лучшие его живописные работы. Особенно запоминаются искренние, исповедальные рассказы Нины Васильевны, которая прожила с Борисом Яковлевичем очень непростую жизнь и сейчас, после его ухода, продолжает исполнять свой долг, устраивая его выставки, бережно сохраняя его творческое наследие.
После показа фильма состоялось его обсуждение, во время которого были даны в основном положительные оценки этой новой работе режиссёра Ирины Зайцевой. Прозвучали и сожаления по поводу того, что современный зритель плохо знает красноярское кино, а ведь когда-то фильмы наших режиссёров-документалистов не только с успехом шли на экранах страны, но и получали престижные премии.
– Мне кажется, современный Красноярск глубоко болен, – с тревогой заметила искусствовед Елена Худоногова. – Симптомами этой болезни являются и безнравственная “социальная” реклама, и скандальное шоу “Мокрая лошадь” в ночном клубе, и наше беспамятство по отношению к нашему же кино и к таким замечательным художникам, как Борис Ряузов…
Опубликовано: газета “Красноярский рабочий”, 9.12.2010
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.