Обозненко Дмитрий Георгиевич родился в 1930 году в Ленинграде, умер в 2002 – в Санкт-Петербурге. Живописец, график, заслуженный художник РСФСР, представитель Ленинградской школы живописи. Учился в средней художественной школе при Академии художеств, окончил живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1951-1957) по мастерской профессора Иосифа Серебряного. Участник Всесоюзных и других выставок, с 1957 года – член Союза художников. Д. Г. Обозненко писал батальные, исторические и жанровые картины, пейзажи, портреты, занимался сатирической графикой. Произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.
Творчество Д. Г. Обозненко привлекает многообразием жанров и форм. Это и серьёзные батальные полотна, картины о революционных событиях в России начала века, лирические пейзажи, экспрессивно написанные этюды, остроумные живописные и графические портреты-шаржи, книжные иллюстрации, графические листы.
Основные произведения, принёсшие признание художнику, посвящены теме Великой Отечественной войны, образу русского солдата, нравственной победе в противостоянии жестокости и злу. «Лето 1941 года» (1967), «Победа!» (1972), «Пал смертью храбрых» (1975), «22 июня 1941 года» (1980) и другие. К военной теме он обратился ещё в студенческие годы, написав дипломную картину «Соловьиная ночь», изображающую отдых солдат в ночном лесу. Мысли Дмитрия Обозненко о войне, волновавшие его ещё в студенческие годы, определили развитие его творчества на многие годы. При этом художнику удалось избежать иллюстративности и описательности в подаче сюжета. Трагизм или лиричность, героизация или добрый юмор, реалистическая точность или монументальная обобщённость – в работах живописца на первом месте всегда находится образное начало, глубина мысли, выраженная эмоционально и доходчиво.
Картина «Командир» – завершающая работа серии произведений о войне, над которой автор работал с 1958 по 1977 год. В картине создан образ боевого командира, поднимающего бойцов в атаку. Композиция работы выстроена так, что солдатами, идущими за командиром в атаку, являются зрители, стоящие перед картиной, мы с вами становимся участниками подвига, солдатами своего командира. Подобный эффект достигнут благодаря тому, что в композиции работы преобладает диагональное направление слева направо в глубину от зрителя, которое ещё называют «диагональ победы». Движение от левого нижнего угла по направлению к правому верхнему углу картины всегда придаёт изображению динамичность, ассоциируется с преодолением препятствий, достижением цели. К этому добавляется изображение главного героя со спины, с головой в пол-оборота назад, в напряжённой, устремлённой вглубь пространства картины позе. Тем самым мы, зрители, непроизвольно ассоциируем себя с теми солдатами, которых командир так яростно зовёт за собой.
Наталья Тригалева, искусствовед
[su_divider top=”no” size=”1″]
О художнике Дмитрии Обозненко: