Юрий Михайлович Непринцев родился в 1909 году в Тбилиси, умер в 1996 – в Москве. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. С детства увлекался рисованием, занимался в изостудии при тбилисском Доме Красной Армии под руководством Бориса Фогеля. В 1926 году приехал в Ленинград, но, не поступив во Всероссийскую академию художеств, до 1930 года занимался в студии академика В. Е. Савинского. С 1928 – участвовал в художественных выставках. В 1934 – поступил на отделение живописи ВАХ (с 1944 года – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). В 1938 году окончил институт по мастерской профессора И. И. Бродского, написав дипломную работу «А. Пушкин в селе Михайловском» (эта первая серьёзная картина Непринцева погибла при разгроме музея А. С. Пушкина в селе Михайловском фашистами в годы войны). Бродский же, возглавлявший тогда Академию, спас талантливого студента от отчисления, которому тот подлежал из-за своего дворянского происхождения. В 1938-1941 годы Непринцев учился в аспирантуре Академии художеств под руководством Р. Р. Френца и Б. В. Иогансона. В 1940 принят в члены Союза художников СССР. Писал тематические картины, портреты, пейзажи. Широко известна его картина «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1951), за которую он был удостоен Сталинской премии первой степени. С 1938 по 1940 и в 1948-1996 годах был профессором, руководителем персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его выпускниками были многие известные живописцы. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими наградами. Произведения живописца хранятся в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, в музейных и частных собраниях в России, КНР, Японии, США, Франции, Германии, Италии и других странах.
В июне 1941 года Непринцев записался в добровольцы и попал в окопы под Ораниенбаумом, также в начале войны участвовал в маскировке одного из ленинградских заводов от вражеской авиации. С июля 1941 по октябрь 1942 года был командиром взвода морской пехоты, охранявшего дивизион дальнобойной артиллерии недалеко от города. Благодаря этому художник не участвовал в серьёзных сражениях и мог иногда навещать жену, работавшую в Ленинграде музейным хранителем, и успевал делать наброски со своих сослуживцев и карандашные зарисовки разных эпизодов. С ноября 1942 года и до конца войны Юрий Непринцев был художником политического управления Балтийского флота. Выполнял сатирические плакаты, выходившие под названием «Балтийский прожектор», участвовал в восьми выставках, самой знаменитой из которых была Всесоюзная выставка «Героический фронт и тыл» в Москве (1942-1943 гг.). Впечатления участника событий и фронтовые рисунки легли в основу будущих картин и графических работ о войне. В их числе серия офортов «Ленинградцы» (1960-е гг.), передающая драматическую атмосферу блокадного времени и воспевающая мужество жителей осаждённого города.
Наталья Тригалева, искусствовед