Клюев Александр Анатольевич родился 17 сентября 1954 года в Ужуре (Красноярский край). Окончил художественное училище в г. Луганске Украинской ССР (1973), Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (1979). Академик Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, профессор, руководитель творческой мастерской станковой живописи Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (бывш. КГХИ). С самого начала творческой деятельности А. А. Клюев проявил себя мастером лирического пейзажа. Однако он всегда стремился расширять тематические рамки и решать иные художественные задачи. Слушая рассказы деда о войне, о сибиряках, о сибирских дивизиях, защитивших Москву и сыгравших большую роль в переломе, произошедшем в ходе Великой Отечественной войны, художник исподволь подходил к замыслу написать об этом цикл тематических картин с акцентом на то, как воспринимаются происходящие исторические события из Сибири и глазами коренного сибиряка.
В своей первой картине о войне Клюев изобразил молодых красноармейцев в вагоне, отправляющемся на фронт с платформы одного из сибирских городов. Вертикальный формат картины был выбран, чтобы создать своего рода памятник людям, большинство из которых отдало свои жизни за Родину. Перекладина, отделяющая солдат от зрителя, глубокая темнота внутреннего пространства как бы говорят о том, что они уже где-то там, далеко в памяти. На это же направлено и цветовое решение, в основе которого покрывающая все изображение холодновато-сизая мгла (в православной иконописи фиолетовый цвет символизирует смерть). Александр Клюев много размышлял о своей семье, о том, как жизнь близких людей была связана с жизнью родной страны, Так возник замысел написать своеобразную историю ХХ века через историю своей семьи, через рассматривание некоего воображаемого семейного фотоальбома. Центральной картиной цикла стала «1945 год. Троицын день», в сюжете которой встретились три мировоззрения: язычество, христианство и марксизм. Здесь сошлось все: совхоз в глубоком сибирском тылу, коренное население, работники тыла, ссыльные калмыки, татары, работницы-женщины, дети, подростки, восседающее в центре совхозное начальство. Работа «Красноармейцы», рассказывает о тех же крестьянских детях, которые в конце тридцатых годов были призваны в Красную Армию. В детстве они пережили Гражданскую войну, в молодости, пришедшейся на двадцатые и тридцатые годы, прошли через раскулачивание и коллективизацию, большей их части было суждено погибнуть на фронтах Великой Отечественной войны. В основе картины «Мама. Дети войны» лежит послевоенная фотография матери автора, тогда ещё школьницы, отец которой погиб на фронте в 1942 году. Картина «Три товарища. Дети войны» рассказывает о трёх друзьях военного времени, которые перед призывом в армию фотографируются на память в послевоенном, судя по надписи на нарисованном самолёте, 1950 году. Увиденная художником документальная съёмка, показывающая проводы добровольцев-сибиряков в 1942 году с платформ Томского вокзала, подсказала идеи картин «Проводы» и «На фронт».
Наталья Тригалева, искусствовед