Интервью с кураторами “Молодой Сибири 2019” — членом Союза художников России Евгенией Аблязовой и искусствоведом краевого Дома искусств Еленой Филимоновой.
Среди красноярцев эта выставка возымела признание, как вы думаете, благодаря чему?
Елена: До нас были тоже супер-команды, которые этим занимались. Первая организационная группа повзрослела и отошла от дел, вторая команда тоже была сильная. Выставка постепенно набирает обороты. От раза к разу она становится интереснее, уже добавляется событийный ряд. Таких проектов немного, поэтому ребята их ждут, и художники ждут, и те, кто уже в этой околокультурной среде. Справедливости ради, надо отметить, что и негативные отзывы мы тоже получали. Их, конечно, в процентном соотношении гораздо меньше, но тем не менее они есть.
А что не нравится?
Елена: Организационные какие-то, технические моменты, которые легко исправимы. Мы обязательно все эти замечания учтём и постараемся в следующий раз сделать ещё лучше.
Евгения: Например, такое было замечание — «живописи маловато». Но мы никак не можем повлиять на то, что нам представили в заявках. В этот раз молодые так сработали, а в прошлый – по-другому, кто знает, как будет в следующий раз. Графики было больше, каких-то смешанных техник, а в чистом виде живописи, которую у нас любят и ценят, в этот раз получилось поменьше.
Елена: Кому-то не хватило интерактива, выставка же молодёжная, всё должно шевелиться, гореть и жужжать, а тут не было таких технологий. Всё возможное от себя мы сделали, все возможные инстанции объявили о том, что мы начинаем конкурс, и все, кто мог в нем поучаствовать, были в курсе. Работы отбирало компетентное жюри, и то, что представлено по итогу на выставке, это, я считаю, реальный срез того, что сейчас происходит в Сибири. И это важно показать, чтобы люди знали, чтобы художники увидели и сравнили друг друга, поняли, что в этом году, например, у меня на площадке такая работа, неплохо было бы на следующей выставке сделать какую-нибудь совсем другую «бомбу».
Сибирь у нас молодая, потому что там выставляется непосредственно молодежь. Давайте представим, если бы возрастного ценза не было, каким бы получилось событие?
Елена: Выставки без ограничения по возрасту у нас тоже проходят. Ими занимается наше региональное отделение Союза художников. Раньше они проходили дважды в год, опять же, при поддержке министерства культуры. Потом эти выставки, в силу очень сложного организационного процесса, предшествующего подготовке таких событий, стали ежегодными. В отличие от молодежной выставки, была бы тематика. Например, в прошлом году была выставка «Родина-Сибирь». Там был представлен пейзаж во всевозможных, разных техниках и жанрах и от разных художников. Не было никакого возрастного ограничения, на выставку могли заявиться все желающие, от мала до велика. Была выставка, посвящённая юбилею Дня победы, и в следующем году планируется такое событие. Бывают выставки-сравнения, например, «Енисей-Иртыш», где сравниваются две школы — наша и другого региона…
Евгения: Как правило, молодежь тоже может участвовать в отборе, но их работу, конечно, отличаются от работ художников с 30-летним опытом…
Смыслом молодежной выставки является именно эта экспериментальная площадка. Там есть отбор по профессиональному уровню, но у нас, например, в этой выставке, всего два человека не имеют специального образования. Разумеется, мы не проверяем дипломы, но на уровень работы все равно смотрим. Это могут быть либо студенты, либо выпускники, либо те, кто недавно окончил институт, но наличие опыта всё равно ставит тебя на более высокий уровень. Здесь мы берём всех желающих, чтобы они могли попробовать свои силы, посмотреть на себя в общем ряду, посмотреть на картину не в мастерской, а в зале — глазами зрителей и коллег. Это очень хорошая репетиционная площадка для следующих шагов.
Сейчас у нас был такой интересный опыт, какого не было на прошлых выставках. Проект приурочен к 85-летию Красноярского края. Было бы конечно странно давать художникам Сибирского федерального округа такую тему, нас бы никто не понял, поэтому мы сделали отдельную номинацию в положении. Плюс, мы взяли команду студентов по специальности «дизайн интерьера», у них был конкурсный проект. Кроме этого, они делали внеконкурсную работу, участвовали в оформлении выставки, по тематике 85-летия. С руководителем Мариной Карповой они разработали проекты конструкций о художниках Красноярья, об известных людях, с пейзажем они попробовали светящуюся конструкцию сделать. С одной стороны, эту работу можно доверить какой-нибудь опытной фирме, но смысл молодежки именно в том, чтобы ребята попробовали как взрослые сделать всё сами, никого не нанимая. Они в восторге. Мы их этим замотивировали. Они — наше будущее, и мы будем дальше с ними работать.
Прошло уже две Арт-битвы, Арт-барахолка, десятки экскурсий. Есть ли ещё что-нибудь, что хотелось бы добавить? Может быть, какое-то событие, которое не получилось вставить в программу, но очень бы хотелось чтобы оно прошло?
Евгения: На самом деле, пока неудачных мероприятий не было. Всё, что мы сейчас провели, нашло своих зрителей, своих участников. Про арт-барахолку люди спрашивают, когда ещё она будет, спрашивают, как записаться на арт-битву. Мы обкатали такую программу, которая вызывает большой интерес, всё прошло удачно. У нас была ночь в мастерской со студентами кафедры дизайна, квиз на местном материале по искусству и культуре, там тоже всё на “ура” прошло. Общение с художниками и зрелищные мероприятия вызывают интерес, я думаю, что у нас нет никаких недостатков в этом плане.
Представим, что у вас неограниченный бюджет: что самое дорогое и безумное стало бы частью «Молодой Сибири»?
Елена: Я думаю, что с удовольствием пригласили бы ещё больше людей. В этом году нам посчастливилось пообщаться с научным сотрудником Эрмитажа Алексеем Лепорком, который приехал к нам и поделился своим опытом, прочитал серию замечательных лекций по архитектуре. Он показывал примеры скандинавских стран, где за короткий срок той или иной нации удавалось приобрести свой архитектурный облик, своё архитектурное лицо. Лично мне это было очень интересно послушать. Думаю, мы бы насытили программу ещё больше в лекционном плане именно с такими приглашёнными, значимыми людьми, которые имеют вес в общероссийской культуре. Скорее всего, было бы больше рекламы, если бы мы имели неограниченный бюджет. Несмотря на то, что мы достаточно вложились в эту сферу, находятся люди, которые говорят, что нас трудно было найти. У нас получился просто потрясающий каталог. Но, возможно, мы бы его улучшили: тираж был бы больше, может сам каталог был бы более богатым, потому что это та память с выставки, которая остаётся ребятам в портфолио, особенно тем, кто вообще впервые участвует.
Евгения: Я бы увеличила штат сотрудников, чтобы распределить буквально все функции по подготовке и проведению выставки, чтобы никому из нас не приходилось проводить на выставке каждый день все три недели проекта.
В завершение: зачем нужны такие события, как «Молодая Сибирь»?
Елена: Мне посчастливилось пожить, поучиться и поработать в Питере. Так складываются обстоятельства, что в последнее время часто получается бывать где-то в европейских странах. Там наблюдаешь уровень культуры среди молодежи и уровень посещения такого рода мероприятий. Там модно приобретать произведения изобразительного искусства и дарить их. У нас, на мой взгляд, это пристрастие находится только на стадии своего зарождения. Мне хотелось бы работать именно в этом направлении, чтобы развивать вкус красноярцев, потому что искусство нас облагораживает, делает лучше, заставляет мыслить, размышлять. Пусть кто-то читает книжки, кто-то смотрит фильмы, кто-то любит ходить в театр. Хочется, чтобы людей, которые хотят прийти на выставку, было бы так же много. Нам есть, что показать, мне кажется, наша школа интересна, самобытна, ей надо гордиться, её надо всячески чествовать и развивать.
Евгения: У нас крутые ребята. И они должны это понимать, и зрители должны это понимать, что у нас есть, чем гордиться, что ценить. Нужно знакомить с их творчеством и детей, прививать любовь к искусству, водить их на экскурсии. Мне прям радость доставляло, когда видела на выставке класс, который привели из школы, и ребята изучают инсталляции про Красноярский край, что-то едят, слушают, рассматривают… Это ведь живое современное пространство! Ждать ли этот проект в следующем году? Мы будем собираться после выставки, обсуждать результаты и, может быть, «Молодая Сибирь» в следующем году предстанет в другом формате, потому что один год — это очень маленький период для того, чтобы набрать достаточное количество работ. Но мы будем думать, как это сделать, чтобы стало ещё лучше!
Беседовала: Арина Тарасова
Фото: Кирилл и Ольга Трушины