Интервью с кураторами проекта “Молодая Сибирь 2019” — членом Союза художников России Евгенией Аблязовой и искусствоведом краевого Дома искусств Еленой Филимоновой.
В городе произошло большое культурное событие. Произошло оно не впервые. Как так получилось, что именно вы стали кураторами выставки в этом году?
Евгения: Я, как художник, сотрудничаю с Домом искусств давно. В конце 2018 года меня избрали руководителем молодёжной организации в Союзе художников, и мне нужно было активизировать молодежь. Эти обстоятельства привели к тому, что мы объединились, и встал вопрос о проведении «Молодой Сибири». Я была участником предыдущих трёх выставок и считаю, что это действительно хорошее дело, которое необходимо было поддержать, чтобы идея не угасла.
Елена: Это интересный проект, который знают не только в нашем городе, и он требует поддержки и развития. Но получилось так, что в тот момент, когда мы начали обсуждать проведение выставки, – у нее не оказалось кураторов. Я пришла к Жене и сказала: «Женя, ну кто если не мы?».
За сколько по времени начала готовиться Молодая Сибирь 2019?
Евгения: Готовиться мы начали за год до выставки, потому что необходимо было связаться с художниками со всего Сибирского федерального округа, и выдержать идею всесибирской выставки.
Елена: Заявку на субсидию мы подали в конце прошлого года. В январе узнали, что она одобрена. И начали. Не спеша составляли планы, размышляли, какие будут этапы подготовки, что нужно вообще сделать для того, чтобы проект случился. Была проделана определенная работа, чтобы люди узнали о событии, что в нём можно принять участие. Постепенно, к ноябрю, обороты нарастали [Елена улыбается].
Евгения: Приём заявок стартовал в апреле. Он длился несколько месяцев. Вообще, «Молодая Сибирь» — это та выставка, которую ждут. Её знают и спрашивают, когда же уже…
Мы говорим про субсидию на мероприятие. Что это значит?
Елена: Мы получили финансирование от министерства культуры Красноярского края. Существует программа, согласно которой некоммерческим организациям на конкурсной основе предоставляются
средства для реализации лучших проектов, которые определяет жюри. Кроме этого, мы получили дополнительное финансирование со стороны краевого бюджета, так как перед нами стояла еще одна ответственная задача – раскрыть через концепцию выставки тему 85-летия образования Красноярского края.
Евгения: Другие регионы завидуют, что у нас есть такая программа!
5 первых шагов, которые вы предприняли в самом начале подготовки выставки
Елена: Первое — подбор команды. Кто будет составлять рабочую группу, которая будет ответственной за всё. Второе — это составление пошагового плана: что нужно сделать, в какие сроки.
Евгения: Третье — концепция. Нужно было понять, какой мэссэдж мы хотим заложить в саму выставку. Какова идея? Четвертое — острый вопрос для нашего города. Где проводить выставку?
Елена: Да, очень сложный был этап. И, наверное, едва ли не самый длительный по времени — выбор площадки. До того момента, пока мы нашли место, где выставка базировалась в итоге, было еще несколько вариантов.
Евгения: По заявке площадь выставки должна была составлять 1500 м², в этом одна из её особенностей. Участвует очень много художников, соответственно, большая площадь. Весь смысл в том, чтобы собрать такое количество сибирских художников на одной площадке. Для понимания масштаба, замечу, что обычно в Красноярске проводятся выставки на 100-200 м².
Елена: Нам предлагали вариант — сделать несколько площадок выставки – по всем культурным учреждениям города, но мы от него отказались, так как хотели видеть общий срез в одном пространстве.
О чем должен помнить каждый организатор крупного события?
Елена: В первую очередь, о том, ради чего он это делает. Это процесс очень сложный. В голове у кураторов должно находиться всё и сразу и, причем, в одну минуту. Технические процессы, концептуальные, взаимодействие с творческими людьми — всё это держат в голове одни люди. Главное при этом не забыть, ради чего ты всё это делаешь. Увидеть потом счастливые и воодушевленные глаза зрителей на открытии, во время посещения выставки, во время мероприятий параллельной программы. Понять, что старался всё-таки не зря и надо продолжать.
Вы об этом помнили?
Елена: Периодически, конечно, были моменты, когда забывала. Раза четыре за этот год я думала: «Всё, идём до конца и больше никогда». Было очень тяжело, но благодарная реакция со стороны участников и гостей выставки окупила всё.
Евгения: Очень большой плюс — это сплочение. Команда образовалась, укрепилась. Наши красноярские молодые художники тоже оживились, к нам примкнули новые люди. Я думаю, что это та самая перспектива для будущих событий. Наверное, ещё перфекционизм оказал свое действие, потому что представляешь, как всё должно быть, но надо помнить, что мы не роботы, а живые люди — что-то успели, а что-то нет. Я поняла, что чем больше этим занимаюсь, тем большую ответственность чувствую. Это дело я никак не могу оставить, и только в хорошие руки со временем смогу его передать. У нас есть очень хорошая, крепкая художественная школа, в которую вложен труд многих поколений художников, работавших в 20 веке. Я и сама здесь училась, в художественном институте. И нам правда нужно гордиться этой школой, делать такие события как «молодёжка», чтобы профессия была престижной, чтобы поддерживать этот уровень, и чтобы сибирская школа изобразительного искусства действительно была предметом для гордости.
Расскажите случай или историю, когда хотелось всё оставить и уйти?
Елена: Я уже отметила, что самый длительный и сложный этап для нас был отбор площадки. Опять же, пресловутый перфекционизм, когда тебе хочется сделать всё максимально идеально, насколько это возможно, и понимаешь, что то место, где событие будет происходить, едва ли не ключевой момент. И его выбор от тебя, по сути, не зависит, потому что в городе таких площадок единицы. Критериев для подбора много: чтобы это было отапливаемое помещение, соответствовала квадратура, технические условия, чтобы была оптимальная транспортная доступность, и люди могли туда добраться. Но если это дело нужное и важное, а я считаю, что мы делаем хорошее дело, то обязательно найдётся и место, и время – и всё сложится.
Евгения: У нас, наверное, даже отрицательных сюрпризов было меньше, чем положительных. Радовала реакция людей. Нам звонили музыканты: «Мы хотим у вас играть». Звонили модельеры: «Мы хотим провести у вас показ». Люди хотели присоединиться к нам сами. Действительно приятно, что видят в этом какой-то смысл и хотят приобщиться к событию.
Елена: Это положительный бонус, о котором в самом начале я даже не думала. За год мы обросли огромным количеством полезных связей. И сейчас понимаю, что в городе есть столько классных, добрых и отзывчивых людей, которые готовы прийти на помощь, предоставить какие-то определенные привилегии, чтобы у тебя все получилось. Это, конечно, дорогого стоит, и это ещё один повод не бросать.
О чем вы думали в ночь перед открытием?
Елена: О том, что каким-то чудом мы сейчас не довешиваем этикетки под проектами… Я ушла с площадки в полночь, когда доклеила последние наклеечки. Женя ещё оставалась там. Я очень переживала за то, как пройдёт само открытие, что могут возникнуть какие-нибудь заминки, чтобы у нас всё срослось и получилось. В итоге, благодаря стараниям нашей команды и всех, кто был неравнодушен к проекту и помогал нам, открытие превзошло все ожидания и по качеству, и по количеству гостей.
Евгения: В принципе мы всё успели, но я свою экспозицию доделывала именно в последнюю ночь. До часу ночи в этом мне помогали муж, свёкр, ребёнок… Это же тоже единение семьи — все в одном деле!
Мы привыкли, что в Союзе художников выставки открываются два раза в месяц, один раз в месяц открываются в Доме искусств. Приходит узкий круг поклонников, которых мы все знаем в лицо, либо друзья, которых ты знаешь всех, со всеми обнимаешься, здороваешься. Открытие «Молодой Сибири» было особенно приятно тем, что пришло несколько сотен людей, и я почти никого не знала. Молодежь узнала о событии, заинтересовалась и пришла. Это ценно, потому что главная миссия выставки — просветительская, ведь никто не знает, что в нашем узком сообществе происходит. Важно было вывести проект на широкую публику: хорошо подать, создать дополнительные инфоповоды и, конечно, рекламу, потому что в большом городе, где много информации, часть из нее просто теряется. Здесь как раз все факторы совпадают: и хорошее содержание, собраны лучшие из лучших со всех регионов, и красивая площадка, и подача достойная, и яркое открытие, и на всё это у нас были необходимые средства! В общем, это цельный проект, и хорошо, что он существует.
Беседовала: Арина Тарасова
Фото: Кирилл и Ольга Трушины