Красноярский художник, участник международных, краевых, региональных, городских и персональных выставок. Сегодня в рубрике «Интервью» — член Союза художников России Максим Руднев. Ведем разговор о теме войны в творчестве автора.
– Максим, здравствуй! В год празднования юбилея Великой Победы, в первую очередь, хотелось бы спросить о твоем опыте обращения к теме войны в своих произведениях. В одном из интервью ты назвал картину «Атака» – работой, которую ты всегда стремился создать. Расскажи, пожалуйста, как ты пришел к этой теме, что побудило обратиться к ней?
– К теме войны меня тянуло все время. Сколько себя помню, мечтал «высказаться» на эту тему, она всегда вызывала во мне определенные чувства, и мне хотелось создать что-то связанное с этой темой. И я создал…
Создал серию, в которой, кстати, «Атака» – не самая главная картина. Еще раньше я начал работать над произведением «Миг непрожитого дня», оно больше по формату, и именно его я считаю ключевым. В окончательном варианте картина появилась не сразу. Я начал над ней работать, потом прервался. Долгое время в моей мастерской она стояла отвернутой, и к прошлому юбилею Победы, когда мы праздновали 70-летие, я вновь к ней обратился и переписал ее. «Атака», в свою очередь, отправилась в Волгоград. Я стал участником акции «Война на холсте – как память поколений», организованной в рамках проекта «Историческая память» и «Атака» была направлена в дар городу-герою Волгограду. Целью этого проекта было сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне через работы живописцев разных национальностей, очевидцев событий тех дней и художников послевоенного времени. Сейчас она находится в постоянной экспозиции Музейно-выставочного центра Красноармейского района Волгограда.
Прошло уже много лет со времен окончания Великой Отечественной войны, и много на эту тему было сказано и написано. По моему мнению, мы, современные художники уже делаем это не так, как великие мастера прошлого. Вспомните, например, творчество такого художника, как Евсей Моисеенко. Конечно, такого уровня, какой он продемонстрировал в своих работах на военную тему, уже нет. А мы, даже если и сильно захотим, у нас уже так не получится. И дело даже не в уровне мастерства. Большое значение имеет личный опыт, «прожитость» событий. Мы не были свидетелями тех трагических дней, и передать их с такой же степенью достоверности, как художники-очевидцы, мы не можем. Но, все равно, тяга к созданию произведений на эту тему есть, и ты что-то пытаешься рисовать, что-то создаешь…
На всем протяжении своего творческого пути я столкнулся с двояким отношением к написанию картин о войне: одни преподаватели в институте, в буквальном смысле слова, отговаривали меня от того, чтобы я занимался этой темой, другие не возражали. Анатолий Павлович Левитин, у которого мне выпала честь учиться во время стажировки в Академии художеств, смотрел на этот вопрос сквозь пальцы: хочешь делать – делай. А, когда я был в Петербурге, учился на подготовительных курсах, эта тема, напротив, котировалась, на это смотрели хорошо и поощряли. Видимо, есть разные причины, по которым так происходило.
В завершении скажу, что и сейчас я продолжаю на эту тему работать. Написал еще одну картину о войне, она процентов на 80 уже готова, осталось совсем немного, чтобы ее завершить.
– Раскрывать секретов новой работы пока не будем. Расскажи, пожалуйста, что послужило сюжетом для картины «Миг непрожитого дня». Это некий собирательный образ или в основе какая-то определенная история?
– Конечно, это больше собирательный образ. В реальности подобной истории не было. Здесь скорее мои эмоции по поводу того, что происходило. Именно они в этой картине воплощены.
– Наверняка, есть любимые книги, фильмы, опять же произведения искусства, а, возможно, и музыки, которые вдохновляли и помогали глубже погрузиться в тематику?
– На мой взгляд, то, что произошло, невозможно вместить в рамки художественного произведения: будь то кинематограф, изобразительное искусство, литература или музыка. Вот, например, по итогам войны 1812 года мы имеем произведение «Война и мир». Этот роман многое в себя вмещает и достоверно характеризует эпоху. Я не припоминаю такого же всеобъемлющего произведения о Великой Отечественной войне. Есть множество замечательных произведений на эту тему, но, на мой взгляд, не таких эпохальных.
Очень люблю фильм «Они сражались за Родину». Что касается литературы, когда я работал над своими картинами о войне, откровением и открытием для меня стала военная поэзия, и та, что была создана в годы войны и поэзия более позднего периода. Стихи, написанные спустя 20-25 лет. Они очень сильно меня задели. Не могу сказать, что понравились, считаю, что неуместно будет так выразиться, но тронули до глубины души и, безусловно, повлияли на мои картины. В музыке, пожалуй, прежде всего, выделю Шестаковича, а еще военные песни, не обязательно тех времен, но и написанные позже. Даже современные песни, этой темы касающиеся, я нахожу для себя вдохновляющими на создание картин о войне. Мне нравится несколько песен группы «Любэ», они сильно на меня влияли. Из прозы мне ближе всего, произведения Василия Быкова. Книги его касаются, в основном, партизанских событий, но дело в том, что сам он был кадровым военным и буквально одно его произведение, которое называется «Мой батальон» очень хорошо описывает боевые действия и то, что солдаты испытывали на войне. Я часто перечитываю это произведение, сильно оно мне нравится.
– В нашей стране едва ли удастся найти семью, которую так или иначе не коснулась война. Кому-то из твоих родных выпало на долю соприкоснуться с этим тяжелейшим временем?
– Мои прямые деды были тружениками тыла, они работали на железной дороге, и, у них была, так называемая, бронь, они поезда гоняли туда-сюда. Один даже догоняли до самой линии фронта, но напрямую они не воевали. А вот у моей супруги Марии дедушка был кадровый военный и прошел всю войну. Также мои двоюродные деды воевали: бабушка была снайпером, и дед воевал, там они и нашли друг друга.
– Как ты считаешь, что сейчас нужно делать обычному человеку, чтобы такое не повторилось никогда? О чем думать? Чем руководствоваться в своих поступках? Какие мысли держать в голове? И какую роль в этом играет та сфера, в которой мы трудимся, насколько художественная культура, изобразительное искусство способствуют формированию правильного мировоззрения?
– Есть такое выражение Джорджа Бернарда Шоу: «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков». Все бесполезно! Если говорить о Великой Отечественной войне, многие, ведь не понимали, что происходит, что вот сейчас весь этот ужас случится и, естественно, не были к этому готовы. Да и вряд ли к такому вообще можно подготовиться. Недавно услышал такую интересную мысль, война ведь была очень большая, сейчас такой уже точно не будет. Меня даже немного порадовало, что война сегодня будет стремительной и молниеносной, сейчас уже такие средства имеются для уничтожения, тогда такого не было.
Что касается вопроса о художественной культуре, я глубоко убежден, что на человека влияет все: та среда, где мы находимся, то, чем мы каждый день занимаемся, то, что мы кушаем, это тоже на нас влияет. Взять, к примеру, Гитлера, возможно, кто-то не знает, но он был замечательным художником. Попробуйте поискать в интернете его пейзажи, они великолепны. И, возможно, если бы его жизнь пошла по другим рельсам, он мог бы получить художественное образование и стать профессиональным живописцем. А вот если почитать письма Моцарта, так называемые знаменитые письма к кузине – там ведь все ниже пояса, просто невообразимо, как такой образованнейший человек мог такое написать. Поэтому фактор культуры не всегда является определяющим. В этом плане да, вот такие особенности у человека могут быть. И сказать, что культура полностью влияет и в положительную сторону меняет человека нельзя.
Мы вот говорим про войну…. С нашей стороны воевал кто? Это были самые обыкновенные дети пролетариев, крестьяне, в то время, как со стороны противника воевать шли люди намного более культурные, а какие вещи они в итоге сделали, какой кровью это все обошлось? Вот вам и показатель влияния культуры.
Или, взять, к примеру, Петербург…. Там встречаются люди, которые всю жизнь прожили на Гороховой в историческом центре, в шаге ходьбы от Зимнего дворца, и ни разу не были, ни в Эрмитаже, ни в Русском музее. Их культура не волнует.
Что такое культура? По сути, это такая вещь, без которой прожить можно, но не хочется. Культура – она вот такая. Она не в числе первых в списке того, что определяет нашу жизнь. Будем честны, есть вещи главнее, во всяком случае, первостепенные. Это же не голод, не жажда…. Об этом я говорю. Мать в первую очередь будет заботиться о своих детях в плане того, чтобы они были сыты, обуты, одеты, защищает их. И эти простые вещи главнее, чем культурные, скажем так.
– А разве можно защитить своего ребенка, не прививая ему любовь к прекрасному, разве не культурное и эстетическое воспитание помогает настраивать ориентиры?
Совершенно верно! Я об этом и говорю, но это не единственное, что на нас влияет, и, повторюсь, не первостепенное. Есть вещи главнее.
– В апреле 2020 в честь 75-летия Победы региональное отделение Союза художников России совместно с Домом искусств и, конечно, при поддержке Министерства культуры края планировали провести масштабную краевую художественную выставку. В силу обстоятельств, она была перенесена на осень. Знаю, что твои работы тоже будут принимать участие. Что на твой взгляд будет самым важным на этой выставке? Почему ее обязательно нужно будет посетить и на что стоит обратить внимание?
– Не могу сказать…. Я на все по-своему смотрю, для меня самое главное качество живописи, и мне очень тяжело угодить. А, в целом, художественные выставки обязательно нужно посещать всем, кто считает себя человеком образованным. Это наша история наше достояние, мы должны знать свое прошлое и гордиться своими достижениями.
– Ты считаешь, такие выставки нужны? С эмоциональной точки зрения они очень тяжелые. Какой категории зрителей особенно важно там быть?
– Не все должно быть развлечением! А выставки обязательно должны быть, они нужны всем, искусство нужно культивировать. Да, тема сложная и эмоции вызывает разные. Но, если хочешь получить что-то хорошее – нужно потрудиться!
[su_divider top=”no” divider_color=”#ECECEC” size=”1″]
[su_divider top=”no” divider_color=”#ECECEC” size=”1″]
Представленные работы:
1. «Миг непрожитого дня». 2008- 2014 гг. Холст, масло. 175х262 см.
2. «Бригада». 2017 -19 гг. Холст, масло. 234х180 см.
3. «Атака». 2011 г. Холст, масло. 140х210 см.
4. «Голова солдата». Этюд к картине «Атака». 2010 г. Картон, масло. 35х25 см.
5. «Отступление 1942 г.». Учебная композиция 1998 г. Бумага, темпера.
6. «Натюрморт с каской». 2009 г. Холст, масло. 80х60 см.
7. «Портрет Антонины Рудневой. Участник ВОВ». 2011 г. Холст, масло. 60х40 см.
8. «Атакующие». 2007 г. Бумага, темпера. 39х73 см.
Для справки:
Руднев Максим Николаевич родился 26 января 1976 г. в городе Барнаул.
- 1991-1996 гг. – Учеба в Новоалтайском государственном художественном училище (преподаватель Хайрулинов И.С.).
- 1998-2004 гг. – Учеба в Красноярском государственном художественном институте, кафедра «Живопись», мастерская профессора А.А. Покровского.
- С 2004 г. – Преподаватель спец. дисциплин на кафедрах «Живопись», «Скульптура» и «Графика» в КГХИ.
- С 2007 г. – старший преподаватель.
- 2004 г. – 2008 г. – Стажер Творческих мастерских современного искусства при Красноярском государственном художественном институте.
- С 2007 г. – Член Союза художников России.
- 2008-2011 г. – Стажер в Творческой мастерской живописи РАХ в Красноярске.
- С 2011 г. – Преподаватель КХУ им. В.И. Сурикова, доцент (ученое звание).
- 2007 г. – Диплом II степени, региональная выставка «Аз Арт Сибирь».
- 2009 г. – Лауреат, региональная выставка «Аз Арт Сибирь».
- 2010 г. – Диплом Союза Художников России по итогам всероссийской молодёжной выставки. Москва ЦДХ.
- 2012 г. – Присуждена государственная стипендия Союза Художников России.
- Участник международных (Китай), всероссийских (Москва), краевых (Красноярский край, Алтайский край), региональных (Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Красноярск), городских, персональных (гг. Енисейск, Ачинск, Назарово, Шарыпово) и других выставок.
- Работы находятся в музеях и частных коллекциях гг. Красноярска, Лесосибирска, Дивногорска, Москвы, Лондона.