6 августа 2020 года свой 75-летний юбилей отмечает член Союза художников России Августа Серафимовна Сергина! Коллектив Дома искусств от всей души поздравляет Августу Серафимовну, и желаем здоровья, благополучия, творческого вдохновения на долгие годы!
В преддверии юбилея мы побывали в мастерской Августы Серафимовны, где за чашкой ароматного чая мастер натюрморта поделилась с нами воспоминаниями о творческом пути и мыслями об искусстве.
– Добрый день, Августа Серафимовна! Большое спасибо, что нашли время и пригласили к себе в мастерскую! Расскажите, пожалуйста, с чего начинался Ваш творческий путь и как проходил процесс становления Вас как художника?
– Любовь к искусству мне привили родители, у нас дома было несколько живописных полотен, мама и папа всегда интересовались искусством. Когда училась в школе в Иланске, посещала изостудию. Поступив в 1961 г. в медицинское училище в Бородино, там же окончила художественную школу на отлично. Так сложилось, что на протяжении всей жизни у меня присутствует и медицина и живопись. Переехав в Красноярск тоже стояла перед выбором: наука или искусство? Выбрать не смогла. Поступила в Медицинский институт и в Суриковскую художественную школу. По окончании учебы много лет работала бактериологом, рефлексотерапевтом и всегда занималась творчеством.
– Медицинское образование, так или иначе, отразилось на Вашем творчестве?
– А как же! Мои пациенты дарили мне цветы, а я их писала (улыбается). Мне в жизни очень повезло, я встретила Валерьяна Алексеевича, вот кто действительно повлиял на мое творчество.
– Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились?
– Встретились мы с ним на выставке в Красноярске, разговорились и вместе ушли. С тех пор идем по жизни вместе, дом, мастерская, он мой главный учитель. Творчеством я занимаюсь уже более пятидесяти лет под чутким руководством Валерьяна Алексеевича. Учитель он, конечно, строгий, но справедливый, меня не балует.
– После встречи с ним Ваше творчество кардинально изменилось?
– Конечно! Конечно, кардинально изменилось! Богу спасибо, что в моей жизни есть такой товарищ, друг, муж и главный учитель! Я никогда бы не выросла до таких высот, не будь его рядом, всегда вовремя подскажет, посоветует, с композицией поможет. Да и глядя на то, как он работает, я всегда учусь, впитываю. Педагог он со стажем, всегда у него найдутся прекрасные, нужные слова, всегда поддержит. Говорит, что я одна из его лучших учениц.
– Помимо признания мужа, Ваше творчество широко известно и в Красноярске, и за его пределами. В каких музеях хранятся Ваши работы?
– Я с 1989 года участвую в художественных выставках: городских, краевых, региональных и зарубежных, много было за это время персональных. Иногда после выставок работы приобретают. Так, например, в Омске была крупная сборная выставка, если мне не изменяет память, региональная, там участвовала моя работа и, в итоге, Омский музей имени М. Врубеля приобрел ее в свою коллекцию. Хотелось бы, чтобы и наш музей Сурикова приобрел несколько работ.
– Насколько для Вас важно участие в выставках?
– Во-первых, чтобы попасть на выставку нужно пройти отбор, члены выставкома отсматривают работы и отбирают лучшие из лучших. Каждому художнику всегда приятно этот жесткий отбор пройти. Во-вторых, ко всем крупным выставочным проектам всегда издаются альбомы или каталоги, и для меня особое удовольствие видеть свои работы там – это своеобразный стимул. И, конечно, очень важно видеть свои работы со стороны, а не только в мастерской. Так, например, глядя на свои натюрморты в экспозиционном пространстве, я вижу, что моя работа не только не теряется, а, напротив, держит это пространство. Если все будет хорошо, и осенью состоится художественная выставка, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, там зритель сможет увидеть несколько моих работ. Также на конец года запланирована крупная выставка, посвященная 80-летию образования красноярского отделения Союза художников России, в ней я тоже хочу поучаствовать.
– На Ваш взгляд, какое значение имеет Союз для художника?
– Для меня это очень важно, я горжусь тем, что являюсь членом Союза художников, это знак качества. Сейчас в Союз попасть стало проще, а раньше, перед вступлением нужно было еще два года в кандидатах ходить. В моем случае огромную роль сыграло участие в региональной выставке, именно там мои работы заметили и рекомендовали мою кандидатуру на рассмотрение для того, чтобы войти в состав Союза художников. Помню, академик Осипов тогда похвалил мои работы. Как оказалось, не зря, нынче уже действительный член Академии художеств. В прошлом году медалью золотой наградили «За верность России!». И врачебную практику не оставляла, работала на Горького, 2 в Военном госпитале, стала врачом высшей категории. Вообще, надо сказать, что одно всегда помогало другому, придешь уставшая с работы, и творчество выручает. Я единственный в Красноярске врач-художник.
– Какими на Ваш взгляд качествами должен обладать художник?
– Он должен быть талантлив, не каждый сможет подметить и передать красоту окружающего мира, иной пройдёт и не заметит вовсе, а художник обратит внимание, пропустит через себя и выразит на полотне. У художника должна быть некая духовность что ли. И обязательно надо уметь писать с натуры, художник должен уметь видеть, какая красота его окружает. Вот мы с Валерьяном ходим на этюды или просто в лес и рассуждаем, какие деревья, какие листья, где какая красота. Это настолько прекрасно, когда ты просто можешь видеть небо, его красоту, великолепие пейзажа… Больше ничего не нужно в жизни, вот от этого нужно испытывать счастье, не всем это дано. Бывает человек богат, у него столько всего, он может позволить себе купить все, что угодно, но, в то же время, он настолько духовно беден, что ничего вокруг не замечает, ничего его не трогает и не радует. Еще считаю, что для художника важно быть трудолюбивым, если сидеть и ждать вдохновения, можно годами ждать! Труд, труд, и еще раз труд! Только так можно чего-то добиться, только тогда что-то будет. Ценность художника в том, что он умеет подмечать красоту, пропускает ее через себя и дарит ее людям!
– Зритель знаком с Вашими пейзажами, изображениями интерьеров, но излюбленным жанром был и остается, все-таки, натюрморт. Я права?
– Вот здесь у меня интерьер мастерской Сурикова, писала с натуры в усадьбе. Эта картина была на региональной выставке. Пейзажи, как, например, вот этот ханты-мансийский, также исполненный с эскиза, сделанного с натуры, я пишу реже, однако, среди всех жанров предпочтение отдаю натюрморту, очень люблю цветы, пишу их всегда с натуры, не понимаю, как можно писать по фотографии. В этом году с сестренкой были на даче и собрали букет жарков, поставила их в вазу и написала, они в буквальном смысле живые, от них энергия исходит, ты насыщаешься и подпитываешься ей во время работы. А вот этот букет – цветущие яблоньки. Собрала веточки на дороге, кто-то наломал и бросил. Как раз был папин день рождения 21 мая, пришла домой и начала работать, и вот какая чудесная картина получилась. Часто в моих натюрмортах фигурируют павлопосадские платки, у меня их целая коллекция, 16 штук.
– А как Вы выбираете предметы, которые станут героями Ваших натюрмортов?
– Я пишу то, что вызывает у меня чувства и эмоции. Вот здесь, например, рядом с букетом изображен мишка, нам его подарил друг семьи, и до того он меня умиляет, что я решила его написать. Пишу то, что близко и дорого моему сердцу. Вот сундучок с драгоценностями, платочек, свечка горит, композицию составляю так, чтобы и лишнего ничего не было, и пустоты. У меня были случаи, когда мои работы оказывали просто какое-то чудотворное действие. Пришла ко мне пациентка несчастная вся, неудачи в жизни ее преследовали и вот она смотрела, смотрела на мою работу и ей легче становилось. Их ведь бесконечно можно рассматривать, эти скатерти, вазочки, цветочки… Чем больше смотришь, тем больше всего находишь. Очень это интересно, такая релаксация получается.
– Портреты писать пробовали?
– Технически я знаю, как выполнить построение, как передать объем, как писать глаза, скулы и прочее, но это не мой жанр, мне ближе натюрморт. А еще очень люблю красивые интерьеры писать, очень мне нравится Станислава Юлианович Жуковский, непревзойденный мастер построения композиции и написания интерьера.
– Можете вспомнить какой-то яркий случай из своей творческой биографии?
– Да много было такого… Помню, однажды, директор Леспромхоза заболел и ему понадобилась помощь рефлексотерапевта. И вот, я его подняла на ноги и он предложил нам съездить на экскурсию на Екатерининский тракт. У нас, как водится, с собой краски, этюдники… В общем, поехали: трактор «Белорусь», мы в прицепе, и неожиданно этот трактор в дороге перевернулся! Нам пришлось ждать пока пригонят другой трактор, чтобы этот вытащит. Мы не растерялись, с пользой время провели, и я и муж этюды написали. Валерьян потом по своему этюду картину сделал «Екатерининской тракт», она теперь в Краеведческом музее хранится. Интересно, судьба распорядилась так, чтобы мы задержались в этом месте. И ведь могли сами пострадать, но, слава богу, все благополучно закончилось.
– Вы с Валерьяном Алексеевичем одновременно картины пишете или каждый в свое время работает в мастерской?
– Когда начинаешь картину писать, нельзя параллельно работать, чтобы не отвлекаться и максимально сконцентрироваться. А потом уже, на завершающем этапе можно и вместе работать. Обычно в первой половине дня, где-то до двенадцати, он работает, а потом уже я, чтобы под горячую руку мастера не попасть.
– Валерьян Алексеевич, как Ваш главный учитель, подсказывает и направляет в работе. А бывают случаи, что Вы ему что-то советуете?
– Когда долго работает над композицией, бывает, глаз «замыливается», и могу что-то посоветовать, бывает, даже он соглашается со мной. Стараюсь делать это деликатно. Это он напрямую может мне сказать: «Базар! Все убрать! Через полтора часа приду, чтобы не было!».
– Расскажите, пожалуйста, о ближайших творческих планах.
– Мы выставки планируем: я свою юбилейную, Валерьян – свою на будущий год. Я рябину люблю писать, жду осень, всегда очень продуктивное время. Усадьбу Сурикова хочу написать, у меня уже есть 4 работы по Суриковским интерьерам, хочу продолжить. И выехать бы хотелось куда-то. Если мечтать более глобально, то нам бы очень хотелось, чтобы наши работы оставались в музеях, не расходились куда-то, а были доступны зрителю. Ведь у нас в Красноярске очень образованная и благодарная публика, люди всегда приходят и на открытия, и в период работы выставки, причем, по нескольку раз, отзывы такие душевные пишут. И школа наша художественная красноярская соответствует, уровень работ высок, достойно выглядим на межрегиональных выставках в сравнении с другими школами. Художники у нас высококлассные! Красноярск – очень благоприятное место для художников и ценителей искусства: столько выставок проходит, и мэтров, и молодежных. Единственное, чего не хватает, так это большого хорошего выставочного зала, где можно было бы делать хорошие выставки, достойно представлять большие работы. В Омске, Томске, Иркутске, Новосибирске, недавно в Новокузнецке появился, нам бы тоже хотелось, конечно. Будем надеяться, что в ближайшее время появится. Необходимо больше воспитывать молодое поколение, приобщать их к искусству. Помню в свои студенческие годы, когда приезжала в Красноярск, первым делом ехала в галерею на Красноярском рабочем выставки смотреть. Ребятишек надо приобщать к искусству с самого раннего детства, тогда и художники будут хорошие, и ценителей больше станет, и коллекционеров, и залы выставочные появятся!
Представленные работы:
«Мастерская Сурикова». 2020 г. Холст, масло. 100х110 см.
«Натюрморт. 6 августа». 2014, холст, масло, 80х100 см.
«Натюрморт. В мастерской, жарки». 2020 г. Холст, масло. 100х120 см.
«Натюрморт с подсолнухами». 2003 г. Картон, масло. 94х74,5 см.
«Натюрморт. Цыганский романс». 2013 г. Холст, масло. 90х100 см.
«Натюрморт. 21 мая». 2016 г. Холст, масло. 115х95 см.
«Осенние листья». 2020 г. Холст, масло. 90х120 см.
«Сирень». 2009 г. Холст, масло. 94х95 см.
«Яблоневый цвет». 2016 г. Холст, масло. 80х90 см.
«Интерьер. Солнечное утро». 2015 г. Холст, масло. 105х108 см.
«Натюрморт Сирень». 2013 г. Холст, масло. 94х95 см.
«Натюрморт Сирень». 2013 г. Холст, масло. 100х130 см.
[su_divider top=”no” divider_color=”#ECECEC” size=”1″]
[su_divider top=”no” divider_color=”#ECECEC” size=”1″]
Для справки:
Сергина Августа Серафимовна родилась в г. Иланский Красноярского края в 1945 году.
Училась в художественной школе поселка Бородино Рыбинского района Красноярского края (1962-1969), в Красноярской художественной школе им. В.И. Сурикова (1987-1989).
Член Союза художников России.
Действительный член Петровской академии наук и искусств, врач высшей категории.
С 1989 года – участник художественных выставок: персональных, городских, краевых, региональных, зарубежных.
Награждена дипломом лауреата ассоциации «Искусств народов мира», юбилейной медалью «За доблестный труд», медалью Министерства обороны Российской Федерации «200 лет Министерству Обороны».