28 июня в Доме искусств прошла внеплановая фотовстреча с председателем Петербургского регионального Союза фотохудожников России – Александром Дымниковым, который путешествуя из Петербурга во Владивосток, остановится в Красноярске.
Коллеги из информационного портала «Культура24» встретились с ним и побеседовали о проблемах фотоискусства и своем творческом подходе.
«Сегодня все работают быстро»
Как раньше складывалась судьба фотографа? Он накапливал коллекцию. Наполнял её, по десять снимков в год. И в конце творческого периода, или даже жизни, он делал общую обзорную выставку. Таких авторов даже в конце восьмидесятых было всего несколько человек.
Когда вы самостоятельно работаете над проектом, он может занять у вас несколько лет — десять, двадцать или больше. Знаете проект «Африка» Себастьяно Сальгадо? Совершенно фантастический альбом снимков! Знаете сколько он его снимал? Тридцать лет. Он снимал его тридцать лет. Это сорок поездок в Африку, каждая из которых протяжённостью в несколько месяцев.
Я не знаю сегодня других мастеров, которые бы так относились к фотографии. Сегодня все работают быстро. Многие проекты снимаются за день — фотограф куда-то поехал на выходные, нащелкал кадров и тут же делает выставку. Мы хотим видеть результаты гораздо раньше. Но с другой стороны, сегодня для нас недостаточно просто кадров. Мы хотим видеть высказывания. Более глубокие и содержательные снимки оформленные в виде проектов.
«Художественная фотография должна быть первична»
Обратимся к определению художественной фотографии. Я пользуюсь следующим: художественная фотография — она образная в отличие от других. Что это значит? Тоже самое, что и в литературе. Есть произведения документальные, а есть образные.
Художественная фотография должна содержать в себе эстетическую ценность. И она должна быть первична. Как правило, пейзаж красив, потому что его таким создала природа. Красивая девушка красива сама по себе, архитектурные памятники хороши, так как хорош архитектор. Но для художественной фотографии этого не достаточно — мы должны привнести что то своё. Это очень важно.
А ещё снимок должен удивлять. Это значит он должен находиться в разных каналах восприятия — в информационном и эмоциональном. Содержать новое визуальное решение. Чтобы снять пейзаж, нужно, чтобы эти условия были выполнены.
«Фотопутешествия и путешествия с семьей — это для меня два разных проекта»
Не то чтобы мы во Владивосток едем. Просто он — наша конечная точка. А идея просто посмотреть Россию, в том числе, Красноярск. На самом деле это не путешествие за снимками. Фотопутешествия и путешествия с семьёй — это для меня два разных проекта.
Но если говорить о фотопутешествиях, то я девять раз был в Тибете, Гималаях: совершал восхождения и пересёк Гималаи на велосипеде в 1999 году. И у меня получился проект посвящённый Тибету, в основном горам и буддийским монастырям. После этого, я осознал, что перехожу к работе в рамках проектов.
С тех пор я езжу фактически только в фотографические путешествия, и целью теперь является не восхождение, не горы, не посещение новых мест, а фотография. Когда я отправляюсь в такое путешествие, я как бы собой беру пару проектов. Не больше — глаза будут разбегаться. Я формулирую для себя, что я могу увидеть, какие снимки привезти. А привёз я снимки из Тибета, Гималаев, пустыни Сахара, Алжира, Исландии, Алтая и кое-что с Байкала.
Интервью Андрей Васильев
Фото Александр Пустоваров