Харламов Владилен Митрофанович родился в 1935 году в Брянской области, умер в 1987 – в Красноярске. Окончил Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР (1949-1954 гг.) и живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР по мастерской Е. Е. Моисеенко. Уже тогда проявил серьёзный интерес к исторической тематике, написав дипломную картину «Юность наших отцов». Участник художественных выставок с 1957 года. Жил и работал в Донецке, Воркуте, Норильске (1979-80), Красноярске (1980-87). Был первым преподавателем и основателем факультета живописи в Красноярском государственном институте искусств (впоследствии Красноярский государственный художественный институт, ныне Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского). Работал в жанрах портрета, исторической картины, выполнял монументально-декоративные росписи, занимался книжной графикой. За семь лет, проведённых в Красноярске, выполнил иллюстрации к книгам Виктора Астафьева, написал портрет хореографа Михаила Годенко, создал ряд картин, посвящённых Великой Отечественной войне («Победа», «На всю оставшуюся жизнь» и «Ночные ведьмы»). И творчество, и преподавательская деятельность В. М. Харламова оказали существенное влияние на целое поколение красноярских художников.
Картина Владилена Харламова «Победа» заслуженно считается одной из лучших в этой теме, и потому что в ней оптимальным образом соединены событийное и образно-символическое начала, и потому что столь серьёзная смысловая задача решена простым и лаконичным художественным языком. О том, насколько интуиция художника совпала с реальными событиями, свидетельствует история, автора под ником Aminova «Какой я знаю Победу. Небольшой рассказ». Там повествуется о том, как её бабушка Таисья с двумя подружками шла через поля в сельскую школу, когда их напугали непонятный грохот и стук. Из клубов пыли вылетел белый конь, – таких разводили в соседнем калмыцком селе, – и мальчишка-калмык лет восьми, размахивая какой-то бумагой, крикнул девчонкам, чтобы они не боялись. «Война! Война! – кричит мальчишка во всё горло, – Победили! Война закончилась!» Обрывками фраз доносятся до Таи его крики. Неужели всё? Мысли, как назойливые мошки, вертятся в голове. Неужели всё вернётся, неужели мир? Навсегда? Хочется верить и не верится. /…/ Но всякий раз моя бабушка Таисия Васильевна при слове «победа» заново переживает то знойное майское утро, и снова в её памяти всплывают самые дорогие картины: родное село, знакомая дорога, залитые водой низины, назойливые мошки, выгоревшая на солнце старенькая косынка, белый конь в пыли, калмыцкий мальчик и перепуганные подруги». Именно эта ассоциация прочно связалась у Aminova со словом «победа» и визуальным представлением этого события для неё стала «картина красноярского художника Владилена Харламова «Победа» (1985 г.). Не знаю, как он смог прочитать мои мысли, но картина получилась как настоящая иллюстрация к рассказу». Действительно, трудно представить более ёмкий художественный образ, так ясно и выразительно воплощающий всепоглощающую, ни с чем не сравнимую радость Победы в такой долгой и жестокой Великой Отечественной войне.
Наталья Тригалева, искусствовед