Дрыжак Борис Николаевич – самодеятельный художник. Родился в 1927 году в селе Нижняя Покровка Саратовской области, умер в 2008 году в ЗАТО Железногорск Красноярского края. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями – «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть», «За охрану государственной границы» и другими наградами. В октябре 1944 года, прибавив себе полгода в возрасте, записался добровольцем и был зачислен в Особое училище химзащиты. Вскоре, в числе солдат и курсантов, способных к рисованию, был отобран в команду специального назначения, задачей которой было обнаружение секретных немецких заводов по производству новейших видов оружия. Входившие в состав команды пятеро рисовальщиков под руководством пятидесяти военных инженеров занимались фиксацией технических деталей военных разработок и дальнейшей их передачей в Центр советской группы войск.
Сержант Борис Дрыжак в составе такой команды при Второй танковой армии генерала Рыбалко был откомандирован в Европу. Под охраной автоматчиков художники перерисовывали в шитые суровыми нитками блокноты сопла ракетных установок, только появившихся ФАУ-3, восьмиствольных гранатомётов и многое другое. Работать требовалось внимательно и быстро, с соблюдением мер предосторожности – сделанные рисунки считались разведданными с присвоением грифа секретности. Но в минуты отдыха он старался запечатлеть фронтовые будни, товарищей, эпизоды боя. Рисунки заменяли Борису запрещённые в армии дневники, и на полях листков с карандашными набросками он старался обязательно записать пару строк. Победу Борис Дрыжак встретил в Науэне, в сорока километрах от Берлина. После Победы Б. Н. Дрыжак участвовал в войне с Японией, с 1946 по 1951 годы воевал в Болгарии, Китае, Корее. Вскоре после войны лейтенант Дрыжак окончил курсы Студии военных художников имени Грекова, но профессионального художественного образования не получил. После ухода в запас, в 1953-1995 годы работал на урановых рудниках. В 1995 году переехал к сыну в ЗАТО Железногорск. В 1980-х гг. на чердаке родного дома он нашёл более сотни своих фронтовых рисунков, которые считал потерянными, и в 2004 году передал их в городской Музейно-выставочный центр.
О своих рисунках Борис Николаевич говорил: «… не судите строго о технике и содержании рисунков, ведь многие из них делались в полевых условиях, не приспособленных для творчества, они писались от души и сердца в надежде, что когда-нибудь наши внуки и правнуки увидят их и осмыслят, как невероятно тяжело далась Победа над нацизмом, как многогранна и постоянна борьба за мир. Это своеобразные мемуары конкретного человека на войне».
Представленные на выставке его фронтовые рисунки демонстрируют наблюдательность, умение подмечать характерные детали, определённое чувство композиции. Однако недостаток изобразительной грамотности, особенно заметной в изображении людей, характерное для художников-любителей тщательное «срисовывание», отсутствие технических навыков рисования не позволяют рассматривать эти работы как предметы профессионального искусства. Тем не менее их документальная убедительность и живое восприятие участника событий делают эти скромные зарисовки достойным памятником культуры военного времени.
Наталья Тригалева, искусствовед