Эстетика пустоты (кит. «空虚美学» kong xu mei xue), легшая в основу четвертой персональной выставки Игоря Киричкова в Доме Искусств под названием «Погружение в Дзэн», является ключевым элементом азиатской культуры, цель которой состоит в выявлении «красоты несуществующего» (кит. «不存在的美» bu cun zai de mei). Красиво то, чего нет.
Японский писатель, буддийский монах Кэнко-Хоси Ëсида (吉田兼好, Kenko Hoshi-Yoshida, 1283 – 1350) в дзуйхицу (яп. «随筆» – эссе) «Записки от скуки» (яп. «徒然草», 1330 – 1332) о недолговечности красоты писал: «Красота исчезает подобно тому, как при дневном свете исчезают силуэты деревьев».
Центральное место в данной экспозиции занимает гипсовая статуэтка Будды, привезенная из китайского монастыря Цзи Лэ Сы (кит. «极乐寺»). Его взор, покрытый растекающейся черной краской, обращен на распростертый перед ним сад камней, созерцание которых, согласно древней традиции, способствует пониманию истинной сути вещей. Среди иероглифов, изображенных на полотнах – названия древних боевых искусств – каратэ, тайцзы, ушу, кодекс самурая «Бусидо», изречения, посвященные достижению, так называемого, «пустотного пути» и пр.
Художник, практикующий Пустоту является «послушным проводником безличного начала», следующий принципу «идеального отсутствия», «нулевого пути». Большая часть из представленных работ создана благодаря интуиции. Интуитивный поиск представляет наибольшую ценность для автора, поскольку смысл живописи заключается не в том, чтобы что-то запечатлеть, а в том, чтобы открыть что-то новое, преодолеть внутренние препятствия.
Согласно убеждению автора, ощущение Пустоты как процесс достижения наивысшего совершенства чрезвычайно важен для человека, поскольку он открывает возможность более глубокого познания самих себя, когда невидимое становится видимым, неясное становится ясным.
Погружение в Дзэн – есть погружение в Пустоту, где «тишина и спокойствие помогают размышлять о превратностях бытия».
Оставьте ваш комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.