Боровик Виталий Львович родился в 1949 году в Ленинграде. В 1968 окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1968-1974) по мастерской народного художника СССР и России, академика А. А. Мыльникова, аспирантуру этого же института (1974-1977), где и преподавал после окончания в мастерской профессоров Ю. М. Непринцева и О. А. Еремеева. Член Союза художников с 1978 года. Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Участник всесоюзных, республиканских, городских и международных выставок. Его работы были представлены более чем на ста выставках, в том числе на пяти персональных.
Для живописи В. Л. Боровика характерны тонкие цветовые сочетания, лаконичность и уравновешенность композиции, точность рисунка и умелая передача световоздушной среды. Работает в техниках акварельной и масляной живописи, занимается графикой. Работы находятся в государственных музеях России и в частных коллекциях Франции, Германии, Англии, Америки, Австралии, Канады, Италии, Польши, Финляндии, Швеции, Южной Кореи, Тайваня, Китая.
Работает в жанрах пейзажа, натюрморта, уделяет большое внимание портрету и станковой картине. Среди тематических картин В. Л. Боровика много посвящённых Великой Отечественной войне. В них он стремится раскрыть образы и судьбы людей, выдержавших все испытания и победивших жестокого врага. Художника, прежде всего, интересуют характеры, чувства изображённых персонажей, в передаче которых также проявляется его талант портретиста. В картинах о войне, как правило, нет активного действия, не изображаются динамичные батальные сцены, всё внимание автора концентрируется на людях и их психологическом состоянии.
Такова и картина «Русская мать». Этот одновременно индивидуальный и обобщённо-типический образ вызывает целый рад ассоциаций, связанных не только с материнством, но и в целом со значением и ролью женщин в великой войне, женщин, которые провожали мужей, отцов и сыновей на фронт, женщин, которые за себя и за них работали на заводах и в колхозах, растили и учили детей для послевоенного будущего. Женщин-матерей, без которых была бы невозможна наша Победа. Женщин таких, как героиня картины, оберегающих покой солдат, отдыхающих в деревенской избе. Её светлый силуэт в полумраке ночи, горящая лучина в руках, сдержанная печаль на лице создают образ доброй и благородной силы, готовой защитить и обогреть всех детей земли. О чем думает она, с нежностью и заботой глядя на уставших парней, вповалку спящих на дощатом полу? О муже, возможно, погибшем на войне? О сыне? О том, что другая мать где-то далеко накормит его и уложит спать? Каждый зритель может найти свой вариант ответа. В любом случае картина Виталия Боровика вызывает сильный эмоциональный отклик и побуждает задуматься о сути жизни, о ценности мира и испытать благодарность к женщине-матери.
Наталья Тригалева, искусствовед
[su_divider top=”no” size=”1″]
О художнике Виталии Боровике: