Сальников Николай Сергеевич родился в 1924 году в станице Приморско-Ахтарская Краснодарского края, умер в 1982 – в Красноярске. В 1940 после окончания семилетней школы поступил в Киевское художественное училище, но вскоре был призван в армию. В 1942-1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне, был рядовым 30-й гвардейской дивизии 71-го стрелкового полка. После демобилизации с 1946 года жил в Красноярском крае, работал художником-оформителем в Дудинском Доме культуры, комендантом, а затем разводящим Дудинского порта. В период 1954-1955 гг. был художником Красноярского центрального парка культуры и отдыха им. Горького, затем перешёл в мастерские художественного фонда при Союзе художников РСФСР в Красноярске. В 1955 году впервые участвовал в Краевой художественной выставке.
Целеустремлённость, с которой Николай Сальников шёл к своей мечте стать профессиональным художником, поражает. Жизненные обстоятельства не позволили ему окончить художественное училище и, тем более, институт. Уже 33-летний состоявшийся мужчина, ветеран войны, опытный оформитель, он в 1957 году поступил на вечернее отделение Красноярской художественной школы им. В. И. Сурикова и через два года окончил её. В 1963 году был принят в Союз художников СССР. Уже к середине 60-х годов Сальников стал самобытным мастером гравюры с ярко выраженным индивидуальным стилем, одним из ведущих графиков Красноярского края наряду с такими мэтрами, как Р. Руйга, В. Мешков, чуть позже С. Туров, М. Гладунов, Е. Шепелевич. Произведения Н. С. Сальникова хранятся в более чем 40 музеях, в том числе в Государственном Русском музее, в художественных музеях Москвы, Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска, Твери, Казани, Норильска, Кемерово и других художественных коллекциях России.
Николай Сальников работал в таких жанрах и техниках, как книжная графика, офорт, литография, акварель. Наиболее впечатляющих результатов достиг в цветной линогравюре. Заслуженную известность ему принесли сюжетные и пейзажные гравюры, изображающие природу и индустриальное освоение Сибири 1960-1970-х годов.
Для его произведений характерны безупречное равновесие цветовых и тональных составляющих каждого образа, острые, динамичные, математически выверенные композиционные построения и чёткий ритм. В его гравюрах заметно влияние стилистики советского графического искусства 1960-1970-х гг., выраженное в особой лаконичности изобразительных средств, использовании больших пятен локального цвета, обобщённости форм, чёткости линий и силуэтов и в общей монументальности художественного решения.
В тематике работ Н. С. Сальникова преобладали пейзажные мотивы и сюжеты из современной жизни. Однако он, как и многие художники советской эпохи, не мог остаться в стороне от священной для государства и народа темы Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствуют представленные на выставке графические листы 1975 года: «Разведчики», «Солдат» и «Тишина». Эти работы выполнены в редкой для автора технике темперы, что стилистически приближает их к живописным картинам, а использование крупного плана и точки зрения сверху усиливает драматизм изображённого и возвеличивает его до высокого символического уровня.
Наталья Тригалева, искусствовед