Кобытев Евгений Степанович родился в 1910 году в селе Утянское на Алтае, умер в 1973 – в Красноярске. В 1929 году поступил в Омское художественное училище, по окончанию которого преподавал изобразительное искусство в Красноярском педагогическом техникуме имени М. Горького. Окончил Киевский государственный художественный институт (1936-1941), с 1939 участвовал в выставках. В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, в сентябре 1941 попал в плен, находился в концентрационном лагере. После побега в 1943 году вернулся в строй, участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Польши. Победу встретил в Дрездене в звании старшего сержанта. Во время службы создал авторский кукольный театр политической сатиры, много рисовал, Был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил, так как был в плену. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За Победу над Германией». В 1945 году приехал в Красноярск, работал как художник-монументалист над декоративными росписями в Красноярском дворце пионеров, краеведческом музее, речном вокзале и др. Автор выполненной из енисейской речной гальки мозаики на здании кинотеатра «Родина», над которой работал со своими студентами. Оформил ряд театральных постановок, занимался живописью и книжной графикой. Написал и проиллюстрировал книгу воспоминаний «Хорольская яма». С 1958 года преподавал в только что открытом Красноярском художественном училище им. В. И. Сурикова, создал свою методику преподавания композиции.
Евгений Кобытев служил в 8 батарее 3-го дивизиона 821-го артполка. 18-20 сентября, когда их колонна была разбита, оставшиеся бойцы небольшими группами пробивались на восток. Кобытев несколько раз примыкал к ним, но из-за раненой ноги отставал. С ещё одним молодым солдатом попал в засаду и вместе с 60 тысячами пленных оказался в концентрационном лагере в городе Хорол Полтавской области. Здесь погибло от 90 до 105 тысяч человек. Это был 10-метровой глубины глиняный карьер при кирпичном заводе, обнесённый забором с колючей проволокой и со смотровыми вышками по углам. Здесь не было даже бараков с нарами, спали на земле. Некоторым удавалось выковырять в склонах карьера ниши, остальные мокли под дождём или снегом. Евреев и коммунистов забивали или насмерть затравливали собаками. Выжить морально Кобытеву помогала решимость запечатлеть и показать людям чудовищную действительность концентрационного лагеря и саму сущность фашизма. В определённом смысле физическому выживанию помог блокнот, в котором он делал зарисовки и записывал будущие сюжеты. При обысках немцы узнали, что он художник и стали «заказывать» свои портреты, за которые давали что-нибудь из еды или какие-никакие поблажки. Евгений рисовал их в стиле, который сам называл «смерть фотографии», а подавляемую тогда ненависть к мучителям выплеснул через 15 лет после побега, в 1959 – начале 1960-х гг., когда нарисовал гротескные и злые карикатуры на них и начал работать над книгой и графическими сериями о Хорольском концлагере. Этот блокнот и кусок колючей проволоки, отрезанный при побеге, Е. С. Кобытев хранил всю оставшуюся жизнь.
Наталья Тригалева, искусствовед