Обрыньба Николай Ипполитович родился в 1913 году в городе Епифань Тульской губернии, умер в 1996 – в Москве. Заслуженный художник РСФСР. Учился в Харьковском художественном институте, Киевском художественном институте (мастерская Н. С. Самокиша), Московском художественном институте. В 1941 году вступил в народное ополчение. Служил в 17-й Ополченческой дивизии Ленинградского района Москвы в звании старшего лейтенанта и лейтенанта административной службы. В Вяземском «котле» попал в плен. Бежал в 1942 году. В составе партизанского отряда в Белоруссии принимал участие в боевых действиях. Автор книг «Судьба ополченца» и «Художник и время». Награждён Орденом Отечественной войны I степени, медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «Партизану Отечественной войны». С 1939 года участвовал в художественных выставках. Произведения Н. И. Обрыньбы находятся в Львовской картинной галерее, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, Шушенском музее-заповеднике и других музейных и частных коллекциях в России, Италии, Франции, Японии, США.
Николай Обрыньба хотел быть художником-баталистом, но, поступая в батальную мастерскую Московского художественного института, не мог предположить, какую натурную практику готовит ему жизнь. Окружение, плен, побег. В плену рисовал умирающих военнопленных, сам будучи на грани смерти. За неимением нормальной бумаги делал рисунки на обороте немецких плакатов, хотя за сорванный плакат могли и расстрелять. С 1942 года он воевал в партизанской «Бригаде Дубова» в Витебской области Белоруссии. Здесь он много работал с натуры и по впечатлению, в зарисовках и этюдах изображая своих друзей-партизан, их быт и боевые подвиги. В 1942-1943 годах были написаны восемь картин. Будучи разведчиком, он писал картины в перерывах между боевыми заданиями. Персонажи его работ конкретны, все события, на них изображённые, достоверны, потому что он и сам в них участвовал. 1 мая 1943 года эти холсты были выставлены в штабе, рядом со знаменем бригады, и представляли собой единственную в своём роде партизанскую картинную галерею на оккупированной территории. Участвуя в боевых операциях, делая карты для командования, фальшивые немецкие документы для разведчиков, листовки, плакаты, лозунги, он практически не имел времени для творчества. С материалами тоже было трудно. Грунтовал домотканые холсты, трофейные масляные краски берёг для картин, этюды писал акварелью. «Главное в картине, – говорил Н. И. Обрыньба, – это лицо бригады, как бы состоящее из отдельных, индивидуальных лиц… Они были, как архангелы-мстители, карающие фашистскую гадину. И в картине, мне казалось, не должно быть истерической ненависти, а спокойствие и уверенность в правом деле святого воинства партизан». По решению командования бригады осенью 1943 года все восемь картин были сняты с подрамников, скатаны в рулон, запаяны в медную трубу и вынесены за линию фронта, а затем переправлены в Центральный штаб партизанского движения в Москве. В январе-феврале 1944 года они экспонировались в Третьяковской галерее на выставке произведений художников Белоруссии, посвящённой 25-летию БССР.
Наталья Тригалева, искусствовед