Советский художник-график Баранов Пётр Иванович родился в 1914 году в деревне Бараново Иркутской губернии, умер в 2000 году в Москве. До 1935 года учился в Иркутском художественном техникуме, с 1933 года принимал участие в художественных выставках. В 1941 году окончил Московский государственный художественный институт. На следующий день после защиты дипломной работы записался в Красную Армию. Всю войну был строевым офицером в сапёрных войсках, демобилизовался в звании майора. Награждён орденом «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 1945 по 1961 годы работал в Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Графические работы П. И. Баранова находятся в частных и музейных собраниях России и зарубежья. Работал преимущественно в техниках литографии и линогравюры.
Он создал несколько графических серий, в том числе посвящённых обороне Севастополя и Сталинградской битве. С реалистичной убедительностью им запечатлены бои морской пехоты с вражескими танками, показаны стремительные десанты моряков-черноморцев, характерные портреты военных моряков, эпизоды повседневного быта, редкие праздники и развлечения, например, концерт столичных артистов на военном корабле. В послевоенные годы также создавал книжные иллюстрации, графические и живописные работы на бытовые и батальные темы, проявил себя как мастер лирического пейзажа.
В художественной коллекции музея-заповедника «Шушенское» находится цветная линогравюра П. И. Баранова «Отомстим за Сталинград». Она в полной мере раскрывает профессиональное мастерство автора, входившего в число наиболее известных художников-баталистов страны. В основе сюжета произведения лежит одно из самых драматических событий Сталинградского сражения: форсирование советскими войсками Волги и стремительный бросок к городу с той стороны, с которой противник менее всего ожидал наступления. На примере этой гравюры хорошо видно, как чисто художественные приёмы помогают автору достичь нужного впечатления. Само ощущение напряжённости ситуации создаётся цветовым строем, контрастами тёмного и светлого, чёрного и красного. Имеет значение и то, что тёмного в целом больше, чем светлого. Почти вся граница касания неба и земли занята устрашающими, изломанными силуэтами разбитых домов. Очень много значит и точно прочувствованная ритмика направлений. В композиции почти нет вертикалей, а горизонтальное направление, придающее изображённой сцене стабильность, выражено общим направлением берега и расположением катеров на переднем плане. Диагонали, такие как очертания обрывистых склонов или орудийных стволов, придают всему действию динамичность. Основным элементом композиции, выражающим саму идею победоносного наступления, является начатая от горизонталей переднего плана стремительная дуга, образованная фигурами атакующих солдат. Переходя в острый клин, направленный в скрещение береговых подъёмов, она физически воплощает в себе образ неудержимости и победы.
Наталья Тригалева, искусствовед