Ряузов Борис Яковлевич родился в 1919 году в селе Бирючья Коса Астраханской области, умер в 1994 – в Красноярске. Народный художник России. Действительный член Российской академии художеств. Награждён орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Великой Отечественной войны II степени, Дружбы народов; медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд» и другими наградами. Учился в Омском художественном училище (1939-1941). В 1941 году приехал в Красноярск, работал в местном товариществе «Художник», активно участвовал в выпуске «Окон ТАСС». В июле 1942 года стал членом Союза художников РСФСР, участвовал в выставках, а осенью добровольцем ушёл на фронт. Служил артиллеристом-разведчиком в 19-ом Гвардейском стрелковом корпусе. Войну закончил в звании старшего сержанта. Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова, в музеях Москвы, Ташкента, Киева, Львова, Харькова, Саратова, Твери, Казани, Воронежа, Иркутска, Перми, Улан-Удэ, Якутска, Феодосии и др., в частных коллекциях России и за рубежом. Борис Яковлевич Ряузов не получил законченного профессионального образования: его подлинным учителем была природа, которую он любил самозабвенно. Кроме этого, в его творческом развитии большую роль сыграло общение со старейшими сибирскими пейзажистами Д. И. Каратановым и А. П. Лекаренко. Уже к концу пятидесятых годов он стал сложившимся мастером. К этому времени определился основной круг образов и индивидуальный живописный язык, которые в дальнейшем будут лишь оттачиваться и совершенствоваться.
На выставке представлены произведения разных периодов жизни Б. Я. Ряузова: от ранних, ещё слабых в профессиональном отношении, почти любительских зарисовок и этюдов, до произведений зрелого мастера, одного из сильнейших и известнейших пейзажистов России. Умение рисовать пригодилось на фронте артиллеристу-разведчику Борису Ряузову, выполнявшему рекогносцировки местности для планирования обстрелов. Сделанные в свободные минуты наброски и этюды с натуры не только сохранили непосредственность живого восприятия военного быта, но и стали своего рода изобразительными документами эпохи, послужили впоследствии натурным материалом для произведений о войне. Находясь на фронте, Ряузов сохранял связь с Красноярским Союзом художников, участвовал в выставках. Его работы: «Подвиг капитана Гастелло» (1942), «Могила фашистских пиратов» (1942), «Морской бой. Эпизод в Баренцевом море. 1941 год» (1941) показывались в 1942 году в Доме Красной армии выставке «Великая Отечественная война» и на межобластной выставке под названием «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны», организованной «Всекохудожником» и эвакуированным в Новосибирск филиалом Государственной Третьяковской галереи. После войны живописец в разные годы постоянно возвращался к воспоминаниям о ней, запечатлев их в проникновенных пейзажах, изображающих сожжённые деревни, разрушенные города, изувеченную землю полей сражений.
Наталья Тригалева, искусствовед