Косенков Станислав Степанович родился в 1941 ГОДУ в селе Рождественка Прохоровского района Белгородской области, умер в 1993 – в Белгороде. Окончил Курское художественное училище и Харьковский художественно-промышленный институт. Создавал иллюстрации к детским книгам. Член Союза художников СССР с 1970 г., заслуженный художник РСФСР, работал в области станковой графики и книжной иллюстрации. Произведения хранятся в 17 музеях и картинных галереях страны и мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в Белгородском художественном музее. С 1995 года в Белгороде в мастерской художника работает Мемориальный музей-мастерская Станислава Косенкова, ему установлен памятник в центре города, его именем названа одна из новых улиц.
Обращение С. Косенкова к военной теме закономерно. Ему ещё не было и двух лет, когда рядом с селом, где он родился и рос до 15 лет, на Прохоровском поле, решался исход войны в величайшем за всю мировую историю танковом сражении. О своём отце, пропавшем без вести на фронте, он знал лишь по рассказам матери. Читать и рисовать Станислав начал с четырёх лет, в седьмом классе получил первую премию в конкурсе на лучший рисунок. Окончил Курское художественное училище, (1960), работал художником-оформителем в Белгородском депо, преподавал в изостудии Дворца пионеров. В 1962-1968 учился в Харьковском художественно-промышленном институте, после окончания которого сотрудничал с Центрально-Чернозёмным издательством, для него исполнил иллюстрации к произведениям В. Астафьева, В. Белова, Ф. Достоевского, Н. С. Лескова. С 1972 по 1976 – С. С. Косенков выполняет цикл станковых цветных линогравюр под названием «Детство». Тема возникла первоначально при прочтении повести Е. Дубровина «В ожидании козы». Это честная и психологически трудная книга о взаимоотношениях отбившихся от рук братьев с неожиданно вернувшимся отцом, которого считали погибшим на войне. Столкновение характеров, борьба за выживание в условиях послевоенной разрухи, отсутствие работы, неразорвавшиеся снаряды в земле, мечта о козе – источнике сытости для всей семьи… Листы этой серии проникнуты чувство сопричастности и тревоги за опалённое войной детство.
Также к теме Великой Отечественной войны Станислав Косенков обращался в графических сериях «Красное вино победы», «Память» и «Прохоровское поле». Его интересовали не сцены сражений, а то, как война отразилась в душах людей и повлияла на их последующую жизнь. Свою задачу как художника он видел не в изображении событий недавно пережитого прошлого, а в его философском осмыслении, в том, чтобы побудить задуматься о будущем и не допустить новой гибельной войны. Как раз об этом и говорит графический триптих «Прохоровское поле», композицию которого объединяют символы родины – небо, земля и хлебное поле ещё недавно бывшее полем великого сражения.
Наталья Тригалева, искусствовед