2 ноября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения заслуженного художника РСФСР Андрея Прокофьевича Лекаренко (1895— 1978). Его творческий путь — пример высокого сознания своей ответственности перед людьми, бескомпромиссности в своих художественных исканиях, редкой работоспособности и требовательности к себе.
«По природе таланта А.П. Лекаренко – художник-пейзажист, выросший на сибирской земле, он сжился с ней с детства и очень тонко чувствует характер ее колорита, жизнь величественной тайги, равнинные просторы тундры»
И. Давыденко
Годы учебы
Андрей Лекаренко был в числе первого набора учеников Красноярской художественной школы, первым его учителем был Дмитрий Каратанов:
«Он первый нам растолковывал красоты суриковских картин. На этюдах в природе открывал нам красочное богатство пейзажа, учил понимать скрытую красоту в простых, обыденных вещах».
В Петербургской школе «Общества поощрения художеств», куда Лекаренкопоступил в 1912 году его учителями сталивыдающиеся Н. Рерих, А. Рылов, И. Билибин. Во ВХУТЕМАСе Лекаренко учился у не менее почитаемых педагогов — В.А. Фаворского и П.П. Кончаловского.
Таким образом, идейная близость передовым направлениям русского искусства и тщательное знакомство с искусством своего знаменитого земляка Сурикова определили творческие устремления Лекаренко.
Знакомство с Севером
По возвращении в Красноярск Лекаренко, желая узнать свой край во всей полноте ездит по Хакасии, более чем на два года уезжает в Заполярье, изучать жизнь и быт народностей Севера, собирать фольклор, делать зарисовки. Здесь художник кочевал на оленях и собаках по пустынным местам Таймыра от стойбища к стойбищу, подружился с эвенками, нганасанами, ненцами, проникся глубоким уважением к этим маленьким народам, оценил их доброту, прямодушие и благородство. Полюбили и северяне художника за его простоту, за то, что он жил их заботами, понимал их нужды и нес им добрые слова о новой жизни. С чрезвычайным уважением относились они к его таланту и труду художника, считали его членом своей семьи.
«С поездки на Север стал обретать свое лицо как художник», — говорил Андрей Прокофьевич. Суровая природа, мужественные люди на всю жизнь остались в его памяти, и Лекаренко время от времени возвращался к воспоминаниям о Заполярье, что нашло отражение во многих его произведениях.
Сюжет картины «Пастухи-оленеводы с Таймыра»на первый взгляд прост. В центре композиции две фигуры, два героя. Их взгляд обращен в сторону зрителя. Они всматриваются в безбрежную даль тундры. В их лицах улавливается радостное ощущение душевной свободы: они хозяева этих необъятных просторов. Художник показывает глубинную связь человека с землей и ее богатствами. Природа, исполненная покоя и величавой торжественной тишины, и люди как бы слились в одно, символизирующее красоту силы, здоровья, жизни, радостного труда. Колорит и манера письма способствуют созданию общего взволнованного эмоционального строя полотна. Широкий свободный мазок, которым написана картина, будто объединяет человека, землю и небо, передает порыв людей свободного труда.
Тот же идейный замысел развивается художником и в полотне«Девушка с Таймыра». Радостное чувство вызывает образ современной девушки-нганасанки на фоне родной природы. Ее лицо полно внутренней сосредоточенности, озарено светлыми думами. Художник говорит, как не похожи нынешние северяне на тех, до революции, забитых нуждой и бесправием. Совершенно определенно социальное звучание его северных работ.
Пейзаж в творчестве художника
Диапазон творчества Лекаренко широк. Он выступал на выставках в разных жанрах: пейзажном, бытовом, историческом, портретном и с натюрмортами, и в каждом создал значительные, запоминающиеся произведения. Однако больше всего он тяготел к пейзажному жанру и как никто из местных художников знал природу Красноярья, видел и чувствовал ее во всех неуловимых переходах и изменениях времен года. В изображении природы он конкретен и точен. Он никогда не изображал дерево вообще, он непременно «называл» кистью это дерево — кедр, тополь, ель и т. д. Все это придает его картинам особый характер невыдуманности, подлинности.
Особой поэтичностью отличается его пейзаж «Утро на Енисее», наполненный глубокими чувствами. Весь строй картины убеждает, что художник стремился выразить свои переживания, связанные с окончанием войны. Краски пейзажа чистые, звучные, радостные, картина проникнута Любовью к Родине.
В послевоенный период, наиболее плодотворный в творческой биографии художника, появляется большая серия пейзажных полотен, в которых прослеживается две линии, эпическая и лирическая, в образном истолковании природы. К первой линии относится пейзаж «Буйбинский перевал», «Кедры и дали». Перед нами необъятные просторы тундры или тайги с мощью горных хребтов, на которых гордо возвышаются сибирские кедры. Узловатыми корнями они цепко держатся за каменистый грунт, находя и в нем источник жизни. Возникает мысль о влиянии природы на человека, вспоминается высказывание Сурикова, который говорил, что именно Сибирь, ее могучая природа дала ему дух, силу и здоровье, закалила характер.
Лекаренко первый из сибирских художников показал красоту Саян. Многие дни и месяцы провел он в Саянах, в тайге, великолепно изучил «анатомию» любого дерева, характер рельефа местности, краски, колорит во всех проявлениях жизни природы. Это дало ему возможность почувствовать движение природы — величавую и упорную борьбу за жизнь.
В пейзаже«Кедры и дали»неторопливо и величаво от первого плана до горизонта развертывается огромное пространство с горными хребтами и вековыми кедрами. В живописном решении художнику удалось создать тонко разработанную гамму цветов, близких друг к другу, перетекающих один в другой. Величие и мощь саянской тайги художник выразил умелой композицией по принципу создания монументальных произведений.
С годами у Лекаренко появлялись все новые и новые работы, посвященные Саянам. Художник постоянно искал, стремился найти наилучшее решение, полнее и глубже выразить замысел. В 1957 году на краевой художественной выставке появилось полотно «Туманы», которое отразило эти поиски. Центром композиции является стоящий на возвышении могучий кедр, он главный герой картины. А за ним неоглядное гористое пространство, окутанное плавающими по отрогам легкими облаками. Живопись мужественна, строга, гамма держится на серебристо-зеленоватых тонах. Открывается величественная картина мощи сибирской природы.
Большая серия пейзажей Лекаренко эпического плана несет в себе черты философских раздумий. И, естественно, идея в них не раскрывается «вся сразу», при первом взгляде, а требует некоторого усилия ума, чтобы вникнуть в произведение, как в музыку сложной симфонии, так как организующим началом в работах Лекаренко является внутренняя форма.
Но не только в эпическом стиле раскрывает нам природу Лекаренко. Многие его пейзажи имеют лирический характер. Это — «Сумерки над Енисеем», «Февраль. Лесной пейзаж», «Старые осины», «Начало весны», «Вечер» и многие другие.
«Февраль. Лесной пейзаж»пронизан теплотой и любовью к родной природе и звучит как песнь радостной жизни.
Пейзаж «Сумерки над Енисеем» выполнен пастелью. Это, пожалуй, одна из лучших картин Лекаренко лирического настроения. На скамейке у берега реки — двое молодых людей. Вечер, вызолоченный заходящим солнцем. Мир, тишина, покой. Картина решена в теплом спокойном колорите, создающем настроение умиротворенности, задумчивости.
В поэтичной картине «Старые осины» художнику удалось выразить тончайшие душевные движения. Звонкими, чистыми красками передает он освещенные солнцем стволы деревьев, их прозрачно-голубые тени на ослепительно белом снегу, проблески голубого неба сквозь ажурное переплетение ветвей.
Сказочные мотивы
Видное место в творчестве Лекаренко занимают мотивы русских народных сказок, былин. Художник умел находить те средства изобразительного языка и в композиции, и в колорите, которые отличают решение сказочного образа от реально существующего. Особенно часто обращался Лекаренко к известной сказке А. С. Пушкина «О царе Салтане».
Портретный жанр
А.П. Лекаренко немало работал в портретном жанре. Среди созданного им можно назвать серию автопортретов, замечательный портрет Д.И. Каратанова, выполненный пером и тушью, где художник великолепно передал характер Дмитрия Иннокентьевича. Особый интерес представляют натурные зарисовки северян: «Нганасан Мунто», «Нганасан Сундампте», «Силкин ненец», «Нганасан Ептудуси», «Нганасан в сакуе», «Мальчик-ненец Семен».
Педагогическая деятельность
Рассматривая творчество Лекаренко, нельзя не сказать о его педагогической работе в общеобразовательных школах, в художественной школе и в художественном училище им. Сурикова, одним из организаторов которого он был. Лекаренко охотно передавал молодежи свое мастерство, свой опыт, посвящая ей большую половину времени, не жалея о том, что оно могло пойти на его творческую работу. Только благодаря упорству и трудолюбию, умению организовать свое время Андрею Прокофьевичу удавалось как никому из его коллег-художников писать картины, активно участвовать на всех художественных выставках, вести общественную работу в качестве председателя художественного совета, члена правления творческой организации, члена краевого выставкома, руководителя художественной студии.
Свои суждения и замечания Лекаренко высказывал всегда прямо и откровенно, желая, чтобы художники, в особенности молодые, относились с необходимой тщательностью к создаваемым произведениям, помня о высоком гражданском и нравственном долге художника.
Плодотворность педагогической работы Андрея Прокофьевича правительство отметило орденом «Знак Почета», а за достижения в искусстве ему было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР.
Источник: Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. – 182с.
Выражаем огромную благодарность за помощь в подготовке материала Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова